Найти в Дзене
Московские Аптеки

Новый код ОКВЭД: неопределенность и никаких преференций аптекам готовых форм

Оглавление

С 1 июня вступил в силу Приказ Росстандарта РФ №268-ст от 09.04.2005 г., который вносит изменения в правила классификации аптечной деятельности и предусматривает значимое перераспределение видов деятельности между кодами ОКВЭД.

Ранее аптеки традиционно использовали коды группы 47.73, предполагающие розничную торговлю лекарственных препаратов (ЛП) и медицинских изделий (МИ), то теперь для отпуска и изготовления лекарств для медицинского применения, в том числе радиофармпрепаратов, вводится новый код 86.90.9 «Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки», что позволяет частично интегрировать фармдеятельность в систему здравоохранения.

История вопроса

Корректность применения кодов ОКВЭД-2 к деятельности аптечных организаций обсуждается не впервые. Многие представители аптечного бизнеса давно говорят о необходимости подобных изменений, ведь значимость этой проблематики обусловлена двумя практическими вопросами: в компетенции какого госоргана должен быть контроль за аптечными организациями и какие требования и меры господдержки могут применяться к фармацевтическим работникам.

Являясь формально предприятиями розничной торговли, аптеки все еще находятся в ведомстве Минпромторга, но вместе с тем большое число документов, по которым они работают, выпускается Минздравом. В итоге аптечные организации оказались «меж двух огней», и вступление в силу нового Приказа многие расценили как создание новой системы. Однако делать заключение, что они полностью переходят в систему здравоохранения, пока преждевременно, ведь, к сожалению, остается много вопросов, вызывающих неоднозначные толкования со стороны фармацевтического сообщества.

Льготы, субсидии и прочие дивиденды маловероятны

По словам руководителя «Ассоциации независимых аптек» Виктории Пресняковой, на первый взгляд, положения приказа кажутся простым техническим изменением, но на практике возникает масса неопределенностей. И главная проблема заключается в том, что новый код 86.90.9, включающий теперь отпуск лекарств, в пояснениях упоминает преимущественно изготовление препаратов. О том, что новые коды ОКВЭД смогут получить только производственные аптеки, имеющие лицензию на изготовление лекарств заявила начальник Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирина Крупнова на XXVII конференции «ФармМедОбращение 2025».

Казалось бы, разъяснения по применению аптеками нового кода ОКВЭД получены. Однако вопросы остаются, особенно учитывая тот факт, что с 1 сентября 2025 года вступает в силу приказ Минздрава №100н, который устанавливает совершенно иную логику регулирования.

Этот документ разделяет отпуск лекарств на два типа: обычный отпуск для всех субъектов торговли и отпуск препаратов, изготовленных непосредственно в аптеке. Более того если в отношении изготовления законодательство дает четкие формулировки, то однозначного определения, что такое «отпуск» лекарственных средств, пока нет, поскольку он может включать в себя и торговлю, и работу по льготным рецептам, и другие виды деятельности.

В связи с этим у многих руководителей аптечных организаций возникают закономерные сомнения: какой код должны будут применять аптеки, которые по-прежнему планируют заниматься исключительно отпуском готовых лекарственных средств и не имеют собственного производства, ведь из кода 47.73 отпуск лекарственных препаратов исключен в полном объеме.

Аптекам также нужны разъяснения, могут ли субъекты розничной торговли, осуществляющие только отпуск лекарственных препаратов, в том числе и льготный, применять для соответствующей деятельности код 86.90.9, поскольку в пояснении к классу 86 перечислены все субъекты розничной торговли ЛП, а не только те, которые могут заниматься их изготовлением в соответствии с ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Упомянутые вопросы не являются единственными, которые беспокоят сообщество фармработников и аптечный бизнес в целом. Например, если аптечная деятельность окончательно перейдет в ведение Минздрава, станут ли сотрудники аптек полноправной частью системы здравоохранения? Если да, то потребуется ли пересмотр трудового законодательства? Возникнут ли вопросы, связанные с налоговым законодательством, с ведением документооборота? В любом случае требуются разъяснения всех заинтересованных ведомств, включая Минпромторг, Минздрав, Росздравнадзор.

Сам по себе новый код видов экономической деятельности не предполагает никаких льгот, субсидий и прочих дивидендов для аптечных организаций. Пока, по мнению ряда экспертов, очевиден только один плюс — это возможность для медицинских организаций с помощью нового кода на законных основаниях погашать затраты на фармацевтическую деятельность за счет средств ОМС, что до настоящего времени было затруднительно.

«Согласно действующему законодательству за счет ОМС может финансироваться только медицинская деятельность. И пока фармацевтическая деятельность не была интегрирована в класс ОКВЭД 86 «Деятельность в области здравоохранения», это не было возможно» — считает ректор АНО ДПО «Сибирская фармацевтическая академия», доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН Александр Гришин.

Вместе с тем, по его словам, представить льготы, субсидии и прочие дивиденды для коммерческих аптечных организаций на конкурентном фармацевтическом рынке, даже при наличии ОКВЭД 86.90.9, маловероятно.

С мнением тех, кто считает, что изменения в большей степени носят административное значение, согласна старший юрист «Пепеляев Групп» Таисия Кубрина. Однако дополнительный вид деятельности, возможно, позволит аптекам в некоторых регионах получать налоговые льготы по региональным налогам, снижать коэффициенты для расчета страховых взносов, а также получать иные меры региональной поддержки (гранты, субсидии).

В то же время, как полагает юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий компании Nextons Георгий Маслов, положения Приказа №268-р не позволяют распространить меры господдержки на работников аптечных пунктов при медицинских организациях. Поскольку аптечные пункты не являются самостоятельными юрлицами, не имеют собственного кода ОКВЭД 2 и рассматриваются как структурные подразделения медицинских организаций, то с точки зрения закона работники таких пунктов являются фармацевтическими работниками, осуществляющими свою деятельность в медицинской, а не отдельной аптечной организации. Следовательно, на них не распространяются те преференции, которые могут применяться к работникам иных аптечных организаций.

Источники:

  1. Маслов Георгий, юрист практики «Фармацевтика, медицина и биотехнологии» компании Nextons
  2. Преснякова Виктория, директор саморегулируемой организации Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций, кандидат фармацевтических наук
  3. Кубрина Таисия, старший юрист практики «Фармацевтика и здравоохранение» юридической компании «Пепеляев Групп»
  4. Гришин Александр, ректор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Сибирская фармацевтическая академия», доктор фармацевтических наук, профессор, академик РАЕН
Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

👉 Подписывайтесь на канал МА в Телеграм

👉 Читайте наши новости и статьи на сайте mosapteki.ru