Найти в Дзене

Петербургские дома с курдонёрами. Часть 9. Два дома на Пестеля и Моховой

Для тех, кто не читал предыдущие статьи этой серии, напомню, что слово «курдонёр» – это русифицированное французское словосочетание «cour d'honneur», которое дословно переводится как «двор чести». Правильнее будет перевести его как «парадный двор». Курдонёром называют двор, открытый со стороны улицы, чаще всего имеющий форму прямоугольника, расположенного перпендикулярно улице. Фасады, выходящие в курдонёр, обычно имеют парадную отделку и декор, такие же, как фасады, расположенные на красной линии.

В этой статье я расскажу о двух домах, построенных в разное время и разными архитекторами. Эти два дома объединяет только географическая близость, но и она, на первый взгляд, кажется неожиданной.

Первый дом стоит на улице Пестеля, которая до 1923 года называлась Пантелеймоновской по Пантелеймоновской церкви, что неподалёку от нашего дома. Дом имеет двойную нумерацию № 13-15, поскольку до его постройки на участке стояли два разных дома. Дом построен в 1898-1900 годах по проекту архитектора Павла Юльевича Сюзора. Сюзор построил в Петербурге несколько десятков домов, больниц и богаделен. Самая известная его постройка – дом компании Зингер, сейчас больше известный как Дом Книги.

Заказчиком дома на Пантелеймоновской стал Яков Владимирович Ратьков-Рожнов, представитель известного в Петербурге рода Ратьковых-Рожновых, среди которых были и государственные служащие высокого ранга, и успешные предприниматели. Яков Владимирович был чиновником министерства иностранных дел и предпринимателем. Дом был построен как доходный для сдачи квартир состоятельным арендаторам.

Одно крыло дома вытянуто вдоль улицы Пестеля и украшено эркерами, центральный из которых поддерживается фигурами двух атлантов.

-2
-3
-4
-5

В правой части этого крыла начинается курдонёр, перпендикулярный улице. Вход в курдонёр украшен монументальной аркой.

-6

В арке сохранилась цепь, на которой висит затейливое металлическое изделие, которое многим кажется ключом. Из-за этого дом Ратькова-Рожнова иногда называют «домом с ключом». На самом деле это никакой не ключ, а крепление давно утраченного нарядного фонаря, который висел в арке.

-7

Курдонёр, на мой взгляд, слишком узкий и тесный. По-моему, он напоминает не парадный двор, а узкую и тёмную щель. Понятно, что архитектор был поставлен в жёсткие рамки границами участка, на котором он строил дом. Тем не менее, жизнь под взглядами соседей, чьи окна расположены прямо напротив всего в 10-12 метрах, кажется мне сомнительным удовольствием.

-8
-9

Если войти в курдонёр с улицы Пестеля, через несколько метров повернуть налево в подворотню, двигаться вдоль крыла дома, выходящего на улицу Пестеля, миновать первый двор-колодец, и перейти во второй, справа можно увидеть глухую стену.

-10

Это стена задней части второго дома, о котором я рассказываю в этой статье. Этот второй дом – дом 27-29 по Моховой улице.

Эти два дома стоят на разных улицах, оба в некотором удалении от перекрёстка, расстояние от входа в один курдонёр, до входа в другой по улицам составляет почти триста метров, тем не менее, тыльные стены домов непосредственно примыкают друг к другу.

Дом на Моховой построили два архитектора. Правое крыло (если смотреть с Моховой от входа в курдонёр) построено в 1882 году архитектором Александром Фёдоровичем Красовским. Красовский родился в Щемиловке (ныне Невский район Петербурга около Ивановской улицы) в семье крестьянина, работавшего живописцем на Императорском фарфоровом заводе. Александр Фёдорович сумел стать известным архитектором, занимался перестройкой интерьеров Зимнего дворца, построил несколько доходных домов.

В 1897 году страховое общество «Россия» приобрело дом, построенный Красовским и соседний участок земли. На этом участке Леонтий Николаевич Бенуа в 1899 году завершил создание жилого комплекса. Бенуа сохранил дом Красовского, сделав его правым крылом курдонёра, и построил левое крыло и центральный корпус. При этом он создал единый ансамбль, сделав три фасада, выходящие в курдонёр, похожими, но не идентичными друг другу. Большой и просторный курдонёр дома на Моховой выгодно отличатся от курдонёра дома Ратькова-Рожнова.

-11

О династии Бенуа, и о некоторых постройках Леонтия Николаевича я уже коротко рассказывал.

Курдонёр дома на Моховой украшен нарядными воротами, ажурной конструкцией с часами, термометром и барометром, и скульптурой женщины, держащей на голове вазу. Правда, скульптуру эту шедевром не назовёшь.

-12
-13
-14

Надо отдать должное нынешним обитателям дома на Моховой. Они удержались от соблазна превратить курдонёр в автопарковку и сохранили авторский замысел знаменитого архитектора.

В 1988 году в доме на Моховой режиссёр Владимир Владимирович Бортко снял ставший популярным фильм по повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». По сценарию профессор Преображенский жил именно в этом доме. В 2018 году жители дома «самочинно» установили в курдонёре у стены правого корпуса небольшой памятник профессору Преображенскому и псу Шарику. Однако согласовать установку памятника с КГИОПом не удалось и в 2022 году памятник, увы, пришлось демонтировать.

Публикации моего канала перечислены здесь.