Для тех, кто не читал предыдущие статьи этой серии, напомню, что слово «курдонёр» – это русифицированное французское словосочетание «cour d'honneur», которое дословно переводится как «двор чести». Правильнее будет перевести его как «парадный двор». Курдонёром называют двор, открытый со стороны улицы, чаще всего имеющий форму прямоугольника, расположенного перпендикулярно улице. Фасады, выходящие в курдонёр, обычно имеют парадную отделку и декор, такие же, как фасады, расположенные на красной линии.
Дом 44 по Лиговскому проспекту стоит поблизости от Московского вокзала, их разделяет только торговый центр Галерея. Дом построен в 1910-1912 годах по заказу А.Н.Перцова. Автором проекта стал архитектор С.П.Галензовский при участии И.А.Претро и самого Перцова, инженера-строителя. Огромный дом занимает участок размерами примерно 130 Х 100 метров. Два крыла дома своими фасадами выходят на Лиговский проспект. Между этими фасадами располагается вход в курдонёр, имеющий в плане вид буквы Т с дополнительной перекладинкой на ножке.
Дом в стиле модерн украшен лепными на стенах и кованными на решётках балконов растительными орнаментами, среди которых видны изображения детей и человеческих лиц.
Правда, в этом доме фасады в глубине курдонёра оформлены иначе (гораздо скромнее), чем фасады, которые хорошо видны с Лиговского проспекта.
Дом Перцова был построен как доходный. Большая часть дома была отдана под меблированные комнаты для семей со средним достатком. Такого жилья в начале ХХ века остро не хватало. В это время в России уже появился и начал быстро расти средний класс. Кроме того в доме размещалась первоклассная гостиница и шикарный ресторан, а также разнообразные магазины. Причём Перцов сдавал арендаторам помещения под магазины с таким расчётом, чтобы жители меблированных комнат могли купить всё необходимое прямо в своём доме. Часть помещений сдавалась литературному обществу и издательствам журналов. Гостиница и ресторан оказались неудачными коммерческими проектами. Близость вокзала, шум и суета раздражали богатых постояльцев, а ресторан был слишком дорог для жителей Лиговки. Зато меблированные комнаты, благодаря невысоким ценам и относительному комфорту стали очень популярны и сделали дом Перцова хорошо известным в городе. Его неформальное название сохранилось до наших дней.
В 1917-1918 годах в доме Перцова размещалась редакция газеты левых эсеров. В 1918 году во время восстания левых эсеров дом и редакция были захвачены подразделением красных курсантов, верных большевикам. В составе этого подразделения был Н.Н.Воронов, будущий советский главный маршал артиллерии.
После революции дом Перцова стал общежитием. После войны дом перепланировали и возникли большие коммунальные квартиры, расселение которых, судя по всему, не закончено до сих пор. По крайней мере, несколько лет назад в доме ещё сохранялась 35-комнатная квартира общей площадью около тысячи квадратных метров, в которой жили более 70 человек. Интересны таблички с номерами квартир, висящие у парадных.
Сегодня в доме кроме жилых квартир располагается множество самых разных учреждений, от магазинов до студий танца и от почты до прокуратуры.
Дом, у которого более ста лет не было настоящего единого хозяина, заметно обветшал. Ситуация усугубилась тем, что при строительстве ТЦ Галерея стена дома Перцова треснула. Судя по тому, что в доме продолжают жить сотни людей, городские власти считают, что опасности нет.
Но не всё так плохо. Осенью 2024 года я обнаружил в глубине курдонёра действующий фонтан. За год до этого я видел его заброшенным и полуразрушенным. Будем надеяться, что это только первая ласточка.
Публикации моего канала перечислены здесь.