Есть мнение, что каналу (в моём лице) следует осветить тему рукотворности землетрясения в Спитаке. Это мнение было высказано в комментариях участником нередко подбрасывавшим ценные идеи. Но тут всё спорно. Речь о древнем, – лишь лютые олдфаги помнят, – мифе, гласившим что между стартами «Шаттлов» и «Энергий» (именно в тот исторический момент запускались те и другие) с одной стороны, и крупными землетрясениями с другой, обнаружена и математически доказана корреляция.
Не уверен. Миф и тогда не взлетел. Глупости про управляющий всеми процессами на небе и на земле HAARP в конце 80-х ложились на душу народа лучше. Если б я детали вообще вспомнил, если б стал разбирать, кто-то обязательно сказал бы: сам чушь придумал и сам же опровергает… И это не худшее. Хуже, что из каких-то совсем уж немыслимых бездн анальных в комментарии обязательно вылез бы человек этот ветхий миф помнящий и в него верящий, – потому что «строгих математических доказательств связи между запусками тяжёлых РН и сейсмическими катастрофами никто не опроверг».
Вот, кстати, не эта ли сказка подбросила бизнес-идею Носовскому и Фоменко?
Так что, нет. Не будем ворошить прошлое. Но проблему ничто не мешает рассмотреть в целом: можно ли вызывать землетрясения искусственно? Реально ли создание сейсмического оружия, о котором лет тридцать назад, действительно, говорили?
Прежде о дефинициях. Разумеется, подземным взрывом можно вызвать сотрясение почвы и разрушения. В начале Второй Мировой для этой цели даже разрабатывались специальные «сейсмические» бомбы – ещё не ядерные. Однако, тогда же испытания показали, что это негодный с точки зрения затрат способ. Грунт хуже проводит ударную волну, чем воздух или вода. В результате, «сейсмические» бомбы превратились в противобункерные, – для разрушения именно подземных сооружений. Также можно вспомнить и находящиеся на вооружении РФ (причём, на массовом) и ядерные фугасы. Список поражающих факторов там стандартный для ядерного взрыва. И сотрясение грунта в перечень не входит.
Речь, таким образом, только о вызове настоящих землетрясений, – с высвобождением энергии запасённой в напряжениях тектонических плит. Это колоссальная, «нечеловеческая» энергия. Так что, когда это происходит само по себе результат впечатляет. И можно ли сравнительно слабым толчком спровоцировать землетрясение в нужном месте в нужный момент?
Теоретически – да. Что, собственно, миф о тайных разработках (и даже испытаниях) державами сейсмического оружия и породило. Однако, это, всё-таки, миф. В реальности такие разработки не велись. Теоретически возможно многое. Но есть нюансы.
Земная кора разделена на плиты, находящиеся под воздействием разнонаправленных сил и смещающиеся друг относительно друга, – как правило, медленно, с «геологической» скоростью, недоступной зрению смертных. Но иногда и рывком. И следовательно: что если по месту, где предпосылки для резкого смещения почти назрели, легонько ударить?
Здесь уже сразу виден первый нюанс. Даже теоретически землетрясение можно спровоцировать не везде, и далеко не всегда. Лишь в определённых местах, где идут активные сейсмические процессы, и в определённые моменты… И тут уж возникает следующий вопрос: определённые кем? Сейсмологи пока предсказывать землетрясения не могут. Только вероятность таковых… Но там где землетрясения происходят, все и без сейсмологов прекрасно знают, что они вероятны.
Беспомощность сейсмологии, на самом деле, имеет извинительную и объективную причину. Проблема не в моделях, которые хороши, – процессы в недрах планеты наука представляет достаточно чётко, – куда уж лучше чем в атмосфере, где какая-то ерунда творится. Проблема во вводных, необходимых для точного расчёта. Точку, где высвободится энергия, с поверхности планеты видно очень плохо – в сейсмических волнах. Если б был способ узнать хотя бы точную температуру в этой зоне… Но пока нет способа. Приблизительные же данные дают и приблизительный результат.
...То есть, во-первых, землетрясение даже теоретически можно вызывать не везде и не всегда. А во-вторых, не назрели технические предпосылки. Переламывание спины быку соломинкой требует не просто тончайшего расчёта, но и детальнейшей осведомлённости о состоянии быка… И, кстати, о соломинке. Тут ведь ещё один нюанс. Ею, всё-таки, по быку надо хряснуть. А не где попало.
В сколько-то вменяемой фантастике, чтобы вызвать землетрясение в Калифорнии, ядерные заряды необходимо заложить в разлом. Так чтобы взрыв был в Семипалатинске, а аукнулось за океаном – не получится. Толчок окажется слишком слабым.
И тут может возникнуть вопрос: как быть с тем, что сейсмические волны от испытаний регистрируются на другой стороне планеты… Вот такая теперь аппаратура – чувствительная. В сейсмических волнах сейчас можно и неровности внутреннего ядра Земли наблюдать. Всё это не отменяет того факта, что если топнуть ногой в Калифорнии – толку больше будет, чем от взрыва в Казахстане. Если бы сила удара, запускающего механизм сдвига плит, не имела значения, «сейсмическое оружие» с ядерным взрывом и циклопическими установками не ассоциировалось бы. Казалось бы, что пальцами можно щёлкнуть, если знать точно где и как… Но – такой ереси даже не кажется.
...Следовательно, – теоретически, но пусть, – землетрясение, всё-таки, можно вызвать, – не везде, не всегда, но ядерной бомбой в нужное место можно… Ну, можно. Наверно. Только дальше эту мысль никто не додумывал. Ибо возникает вопрос – зачем?
Разрушительная сила землетрясений огромна? Правда? Нет. Огромна только выделяющаяся в этих событиях энергия. Вот она, – да, запредельна. Не сравнима с возможностями человеческих технологий. Но для вызова разрушений эта энергия не предназначена и расходуется на другое. То что людям на поверхности какие-то крохи перепадают, – мелкий побочный эффект.
Именно в плане разрушительной силы землетрясения ничего особенного из себя не представляют. Тактические 20-25 килотонн на тот же Спитак – ещё и красивее было бы. Нормальный же по современным меркам заряд, – около мегатонны.
Если короче, то «сейсмическое оружие» – слишком сложный способ разрушить город. Тем более не везде, не в любой момент… Ядерное оружие решает те же задачи с меньшим количеством ограничений и эффективнее.