Помните, ко мне ученица целый год шла? Я еще очень сомневалась, дойдет ли она.
А ведь дошла. )))
И сразу у меня возникла проблема. Точнее, две.
Изначально мне обозначили ситуацию так: она с 4 лет занимается английским. И учителя, и репетиторы в один голос говорят, что знания у нее превышают школьную программу. То есть с теорией все в порядке, но она не говорит. Научите ее говорить.
Вот мы были за границей, думали…а она…
Уважаемые родители! Это я ко всем родителям обращаюсь. Вы, пожалуйста, такой подход бросьте. И сами поставьте себя на место ребенка в ситуации, которую я опишу.
Короче, что-то там в магазине надо было купить. И, понятно, родители насели на девочку:
- А вот скажи, а вот…
Приправляя это словами:
- Ну что же ты, а еще с 4 лет английский учишь. А не можешь.
Меня так бесит подобное поведение со стороны родителей. Как мне еще заявляли:
- Я думал, он же учил, он мне все будет переводить, а он…
Переводить – переводчика нанимайте.
Я все понимаю, хочется отдачи за все, что вкладывал. И вкладывал-то как раз для того, чтобы ребенок свободно общался за границей. А тут – «ну не шмогла я, не шмогла». И начинается вот это все от родителей.
Да застеснялась она просто, понимаете? Мельтешат все, шум кругом, она что-то понимает, что-то нет, а тут еще наседают на нее. И она сама мне сказала, что застеснялась, я спросила потом.
Я очень сомневаюсь, что вы бы сами кинулись говорить, подзуживаемые воплями: «Давай, ну давай».
Да хоть про себя могу сказать. Я тогда второе высшее получала. Английский, не буду скромничать, у меня всегда был хороший. То есть поговорить с кем-то – не проблема вообще, я уже достаточно давно переводчиком работала.
И там американцы приехали по обмену.
И так получилось, что они в столовой сидели за соседним столиком. Так до меня одногруппник докопался:
- Поговори с ними, ну, поговори. Ты же можешь? Или что, не можешь? Ну, хоть че-нибудь спроси. Как их зовут хотя бы.
Я только плечами пожала. Во-первых, люди сидят, едят, я тоже ем. С чего я вдруг буду к ним подскакивать и говорить? О чем? Для чего? А с их точки зрения? Сидят, никого не трогают, вдруг подрывается от другого столика деваха и начинает до них докапываться. Во-вторых, даже маленькие дети уже на «слабо» не ведутся, а уж я тем более. И я так-то не цирковая обезьяна, чтобы демонстрировать, что умею говорить на другом языке. Нет, была бы необходимость – поговорила бы. Но ее не было. И вообще, это неприлично, вести себя так, как будто это люди из зоопарка. Ну, блин, такие же люди, только не по-нашему говорят. ))))
Это, знаете, из серии: «Иди, поиграй с мальчиком (девочкой), ну что же ты какой необщительный, надо уметь знакомиться». Ну, такой вот ребенок. Не может он подойти и сказать что-то типа: «Меня зовут Вася, а тебя? Давай играть». Стесняется он. Дети разные, характеры у них тоже разные.
Это же и к языкам относится. Кто-то два слова выучит – будет их всем сообщать и до каждого иностранца докапываться. А кто-то нет.
А вторая проблема вот какая. Нет у девочки никаких теоретических знаний выше школьного уровня. Даже на школьном уровне нет. Она ни грамматику, ни лексику по школьной программе не знает.
Точнее, я предполагаю так. Может, она скобки правильно раскрывает, а устно не может. Но это я еще проверю, потому что я письменно с ней ничего не делала.
Но что приятно. Вопросы воспринимает, на вопросы отвечает достаточно спокойно. Да, не всегда правильно, да, набором слов, но отвечает. А это уже очень хорошо и вообще радует. )))
Причем я думаю, что мне-то она как раз отвечает, потому что я не давлю. Я ей сразу сказала, что это нормально – учить язык, но не заговорить при необходимости. И что она не говорящий попугай, который по первому требованию должен верещать.
И про дочь свою рассказала, как она языковой барьер снимала. Я писала где-то, но в двух словах было так.
Дочь поняла, что она с трудом говорит по-английски, что ей надо сначала сформулировать мысль у себя в голове по-русски, а потом уже по-английски. И это ее не устраивало. С нами у нее тоже не получалось, потому что она прекрасно знала: можно в любой момент переключиться на русский и спросить. Даже если я буду выделываться и изображать, что не понимаю, мы же с ней прекрасно знаем, как на самом деле.
Поэтому мы и искали носителя языка, не владеющего русским. Нашли. И первые два-три месяца она с большим трудом разговаривала, это очень заметно было. Поза напряженная, в руках что-то крутит, я рядом подсказываю. А потом процесс пошел. И, насколько я помню, они потом час просто трепались. Причем дочь вела себя совершенно расслаблено, как с подружкой. И без малейшего напряжения разговаривала.
Итог.
Мы с девочкой общий язык нашли, будем работать. Работать есть над чем.
Вывод.
Родители! Не дергайте своих детей лишний раз. Вот правда. Все будет, все придет, терпенье и труд все перетрут. Я тоже была в вашем положении, я тоже платила деньги, и мне тоже хотелось результата. Но я никогда не пинала ребенка и не требовала заговорить немедленно. И уж тем более не позволяла себе высказываний:
- Ну вооот, а я думала… А чего я тогда носителю языка такие деньги плачу…
Так делать не надо. Очень надеюсь, что взрослые прочитают мою статью и сделают соответствующие выводы. Поэтому призываю ей активно делиться (хотя я обычно подобных призывов избегаю).
Ну и в целом: пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
Вечером я оглашу результаты недавнего опроса и немного напишу о положении авторов в Дзене. Плачевном положении. )))
А днем в Телеграме – как и обещала, читайте «Курьез при обряде освящения дома».
Вот о чем я писала 17 и 18 июня в прошлом году:
Размышления моей дочери о поступлении в вуз
Я хотела заниматься онлайн. Мама потенциальной ученицы хотела, чтобы мы занимались онлайн
Загадка качелей у нас во дворе
Было 12 ночи. Бушевала гроза, сверкали молнии, гремел гром, вовсю хлестал дождь
Докладываю по поводу ремонта кровати
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.