Думаю, для большинства из нас Северная Корея ассоциируется прежде всего с диктатурой династии Ким, со строгими законами и суровыми нравами, с бедностью и лишениями, с обществом, глубоко застрявшем в эпохе социализма. И это вполне справедливо, поскольку о жизни в одной из самых закрытых стран мира нам до определенного момента было известно ничтожно мало.
Да и те обрывки информации, приходивши из иностранных СМИ, зачастую не несли ничего позитивного. Именно поэтому, я думаю, многие из вас не знают, что в Северной Корее, например, неплохо развит кинематограф. Да-да, КНДР активно снимает собственное кино – специфическое, конечно, но свое. Также Северная Корея является родиной целой плеяды талантливых мультипликаторов, которые…барабанная дробь…принимали участие в создании многих известных западных мультфильмов. Как так получилось, расскажу далее.
«Ордена Ким Ир Сена корейская студия мультипликационных фильмов имени 26 апреля», более известная за рубежом как SEK Studio. Изначально северокорейская мультипликационная студия, как, впрочем, и северокорейский кинематограф, преследовали одну единственную цель – формировать в зрителе идеологически правильные взгляды и прививать любовь к партии и лидеру. Проще говоря, северокорейские мультипликаторы вели агитационную работу среди подрастающего поколения в соответствии с идеологией чучхе.
Все дети любят мультфильмы, и для маленьких северокорейцев даже агитационная анимация была в первую очередь развлечением, да и смыслы, заложенные в идеологически правильные мультфильмы, до них дошли значительно позже.
К слову, когда будущий лидер Северной Кореи, Ким Чен Ын был маленьким, он очень любил мультики, которые производила студия, и в особенности мультсериал «Мальчик-генерал» («Юный полководец») про отважного война королевства Когурё, события которого разворачивались на современной территории двух Корей и частично Китая. Чуть позже Ким Чен Ын даже способствовал продлению шоу на несколько сезонов.
Примерно с 1985 года студия начала аутсоринг анимации для европейского телевидения. Так, например, студия принимала участие в работе над французским мультфильмом «Гандахар», а также продюсировала совместный северокорейский и южнокорейский мультфильм «Императрица Чхон».
В дальнейшем, студия заручилась партнерством итальянской студии Mondo TV, совместно с которой работала над производством таких мультсериалов, как «Покахонтас: принцесса индейцев» и «Симба - король лев».
В 1997 «Ордена Ким Ир Сена корейская студия мультипликационных фильмов имени 26 апреля» получила новое лаконичное имя – SEK Studio. Сделано это было в преддверии международного фестиваля анимации, куда власти Северной Кореи отправили представителей студии.
Вероятно, это событие стало поворотным в судьбе студии, поскольку в очень скором времени обнаружилось, что в SEK Studio работают не просто талантливые мультипликаторы, а очень талантливые мультипликаторы, способные на гораздо более сложные и глубокие проекты, нежели создание исключительно агитационных картин.
Количество заказов из-за рубежа стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Примерно с той же скоростью увеличивался и штат SEK Studio. Талантливые северокорейские мультипликаторы принимали участие в создании таких известных во все мире мультфильмов, как «Клуб Винкс», «Джонни Браво», «Симпсоны в кино», «Черепашки Ниндзя» и прочие.
Также существует информация, что SEK Studio также работала и над такими крупными картинами, как «Король лев», «Покахонтас» и «В поисках Немо», но официального подтверждения этим данным нет.
Пика своей карьеры SEK Studio достигла к 2000-м годам, и на тот момент в студии работало более 1600 сотрудников, занимавшихся производством порядка 60 мультфильмов в год, включая зарубежные проекты. Таким образом в 2000-х годах SEK Studio являлась одной из самых крупных анимационных студий в мире!
И хотя сегодня её размеры существенно уменьшились, она всё ещё является единственно известной северокорейской анимационной студией, хотя в КНДР таких студий несколько.
Кроме того, SEK Studio долгое время поддерживала на плаву экономику Северной Кореи, поскольку являлась чуть ли не единственным легальным источником получения зарубежной валюты. Иностранные вливания, полученные SEK Studio, помогли местной экономике выстоять в довольно тяжёлые для страны времена.
И тут невольно напрашивается вопрос: «Как так получилось, что сотрудники компании, основанной в одной из самых закрытых стран мира и априори презирающей все (или почти все) западное, смогли заниматься созданием зарубежной анимации?» Ответ на этот вопрос одновременно и прост, и сложен. Выше я уже упоминал, что северокорейские мультипликаторы работали на аутсорсе, а аутсорсинг в анимации – дело обычное.
Производство мультфильмов, а в особенности полнометражных, процесс довольно длительный, трудоемкий и комплексный. Он, как правило, состоит из нескольких этапов: написание сценария, раскадровки, отрисовки моделей персонажей и фонов, создание макета «сцены», раскрашивание и создание композиции, а также озвучивание персонажей, добавление музыки и других звуковых эффектов.
В идеале все эти этапы студия выполняет собственными силами, однако очень часто бывает так, что один или несколько этапов производства мультфильмов, студии делегируют сторонним специалистам – на аутсорсинг.
Это происходит по разным причинам: нехватка специалистов, отсутствие технической базы или банальная экономия. Причина, на самом деле, не важна, поскольку по такому принципу работают практически все крупные производственные компании.
Студия SEK в этом плане оказалась идеальным, так сказать, «подрядчиком». Мало того, что северокорейские мультипликаторы были на редкость талантливыми и плодовитыми, так они еще и готовы были работать сверхурочно и не за самые большие деньги, при этом предоставляя на выходе действительно качественный продукт.
Привлечением сторонних специалистов к созданию анимационных фильмов активно занимались итальянская студия Mondo TV, южнокорейская AKOM и некоторые независимые студии.
При этом аутсорсинг северокорейским специалистам – дело, скажем так, неблагодарное. Сами понимаете: кому в Европе или на Западе понравится мультфильм, созданный под пристальным надзором Ким Чен Ына? Его и смотреть-то не станут!
Именно поэтому ни одна из компаний никогда открыто не говорила о том, что в создании картины принимали участие северокорейские мультипликаторы. Максимум на что они решались - это корейские имена в титрах.
Западные студии в большинстве своем не хотят знать о сотрудничестве с Северной Кореей, поскольку это совсем не весело. После заключения контракта с Южной Кореей, они просто искренне верят в то, что мультфильмы создаются там.
Да и по факту их интересует только конечный продукт и его качество, а уж где конкретно он создавался – это им знать необязательно. К тому же, студии не обязаны им сообщать об этом. Единственное, что они оставляют за собой – это авторское право.
Специалисты студии SEK были максимально востребованы и практически не сидели без работы. Западные компании ценили северокорейских мультипликаторов за удивительный талант и исключительную неприхотливость. И, кстати, благодаря отменной репутации аутсорсинг в Северную Корею стал привычным делом.
Мультипликаторы из КНДР участвовали в создании огромного количества малоизвестных российскому зрителю европейских мультфильмов и мультсериалов, а также продолжали сотрудничать с крупными американскими студиями. Однако подробности этого сотрудничества хранятся в строжайшем секрете. Точнее, хранились…
Как известно, все тайное рано или поздно становится явным, и в 2021 году плодотворному сотрудничеству SEK Studio с крупными европейскими и западными компаниями пришел конец. Непонятно, как так получилось и кто виноват, но в СМИ всплыла информация о том, что над многими известными во всем мире анимационными проектами работали, о боже мой, мультипликаторы из Северной Кореи.
Американское правительство сделало «ход коем» и быстренько предприняло все возможные меры, чтобы не позволить себе и своим гражданам ассоциироваться с тоталитарным государством Ким Чен Ына.
Таким образом, SEK Studio, несмотря на отменную репутацию и приличный послужной список, осталась у разбитого корыта…точнее, продолжила заниматься тем, чем занималась на заре своей карьеры – созданием пропагандистских мультфильмов для локального зрителя и некоторых проектов для стран Востока.
Но в данном случае любопытно другое - кто потерял больше? Талантливые северокорейские мультипликаторы, лишившиеся работы с западными студиями, или западные студии, которые потеряли не только талантливых и плодовитых, но и, самое главное, бюджетных работников, готовых работать на результат днями и ночами?!
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!