Найти в Дзене
Наше наследие

За что ценят Маленького богатыря северные народы

Оглавление

Продолжая тему о «домике Бабы-яги», поднятую в предыдущей статье, замечу, что во многих культурах праздники, посвящённые приходу долгожданного тепла, весны и лета, связаны с птицами – жаворонками, удодами, воронами, сороками, белыми журавлями, синицами и другими пернатыми. Югра не исключение. Ежегодно в первый летний день в Ханты-Мансийском этнографическом парке-музее «Tорум Маа» отмечают День трясогузки. В этом году традиция не только не поменялась, но и расширила свои границы. Если в последнее время праздник проходил в Ханты-Мансийске и в Кондинском районе, то в этот раз его также отметили в городе Нягани и в посёлке Приобье Октябрьского района ХМАО. Организатором и тут выступил музей под открытым небом «Tорум Маа».

-2

Сакральный смысл современный праздник утратил, но приобрёл новый –организаторы приурочили его ко Дню защиты детей. Тем более, что основными участниками торжества становятся дети, а танец трясогузки исполняют юные девушки, подражая движениям птицы.

Праздник в «Tорум Маа» проходил поэтапно: открытие, театрализованный пролог «Вестница Большого света», всевозможные мастер-классы, в том числе по изготовлению символа праздника – трясогузки, развлекательная программа с танцами, песнями, играми и викторинами, культурно-спортивная программа – этностарты.

Были в этом году на празднике и гости из Удмуртии – на торжество приехали коллеги из архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай», представляющего ещё одну ветвь финно-угорской культуры.

-3

Из истории праздника

Ворсик – на мансийском языке, вурщик – на хантыйском, трясогузка – на русском. Поэтому и праздник «Прилёт трясогузки», означающий приход тепла и лета, на языках народов Югры звучит как Вурщик хатл, Ворсик хо̄тал. Трясогузка не просто перелётная птичка для северных народов. Ей отведена особая роль в мифологии северян – птица приносит людям солнечный свет и счастье, охраняет детей, наделяет младенцев речью. Эта птица, по поверьям, имеет связь с иными мирами, а потому считается вещей. У трясогузки есть и другие названия: «Ледоломка», «Душу несущая птица» (Йис туты вой), «вестница лета», «Маленький богатырь» и «сын Верхнего духа».

«Верхнего духа все сыновья собрались. За стол сели, есть стали. Поели, попили, распрощались. Мальчик в свой край полетел. Теперь там живет. Маленький богатырь имя его. Желтая Трясогузка имя его. Желтой Трясогузки облик имеющий богатырь – это он». (Чернецов, В. Вогульские сказки: сборник фольклора народа манси (вогулов), 1935).

Почему жёлтая трясогузка выбрана в качестве Малого богатыря Ворсик-ойканародного эпоса? Почему птице отведена важная, даже лучше сказать центральная, роль в мифологии северных народов? Сейчас понять ход мыслей и мотивацию предков достаточно сложно, но народная мудрость и житейский опыт никогда не подводила наших предков. Было бы иначе – человечество бы не выжило. Нам остаётся только уважать и сохранять традиции, перешедшие к нам сквозь столетия.

-4

До наших дней дошли обрывочные сведения, собранные по крупицам этнографами, о том, что Ворсик-ойка представлял собой один из нескольких образов сына верховного бога Нуми-Торума в обско-угорской мифологии. Ворсик-ойка совершал многочисленные героические подвиги: у повелителя подземного царства Куля (Куль-Отыра) похитил Солнце и Луну, создал птиц и зверей, боролся с тёмными силами, делал мир светлым и чистым. Ворсик-ойка даже участвовал в сотворении людей и даровал каждому животному своё предназначение.

-5

Жёлтая трясогузка считалась не только священной птицей, но и прародителем одного из мансийских родов. Род Ворсик-ойки гордился своим происхождением. Представители строили священные амбарчики, посвящённые предку-трясогузке, а мужчины украшали себя татуировками в виде этой птицы.

Но не только жёлтую трясогузку уважали обские угры. Северяне трепетно относились и к белой трясогузке. Эта птица также считалась священной и являлась вестницей тепла. Переход весны в лето – важный рубеж для жителей тундры и лесов. Маленькая птичка прилетает, на крылышках тепло приносит, ножками лёд растапливает. Наступает время тепла, время Большого света и время белых ночей.

По такому случаю манси и ханты, в недалёком прошлом, проводили специальные ритуальные обряды и устраивали праздники. Во время праздников «Прилёт трясогузки» разграничение между видами птиц не делали. Радовались всем пернатым. И по такому случаю устраивали пир. Среди всевозможных угощений были и обязательные праздничные – каша с кедровыми орешками и испечённые из теста фигурки птиц.

-6

Приметы и поверья

Считалось, что на сельских пастбищах, где живет трясогузка, домашний скот находится под её опекой. Также имелась поверье, что поселение трясогузки вблизи жилья, приносило хозяевам счастье. Женщины часто разговаривали с птицей, просили её помогать детям и оберегать их. Во время праздника самая старшая из женщин обязательно произносила слова благодарности священной трясогузке, желала птице и всем присутствующим хорошего лета.

В фольклоре южных хантов сохранилось поверье, что дети начинают говорить именно благодаря трясогузке – улетая осенью на юг, птица оставляет младенцам речь. В народе так и говорят: «Манал па няврэмата ясанг щи хащаптал», что значит «Улетает, а детям речь оставляет».

У обских угров многие божества имели орнитоморфный облик. Особо почитались в качестве предков-покровителей локальных групп трясогузка, филин, орел, чайка, гагара, гусь.

О символе праздника

Трясогузки распространены повсеместно от северных регионов до тропиков и субтропиков, но для выбора места жительства птицы руководствуются близостью водоёмов. Если белую трясогузку можно часто встретить в городе, то жёлтая трясогузка в городской среде гость не частый. Желтоперая пташка предпочитает исключительно загородную местность, берега озёр, ручьёв и рек, заболоченные равнины и влажные луга.

Всего известно 13 видов трясогузок и множество подвидов. Некоторые виды оседлые, а некоторые – перелётные. Трясогузки обладают индивидуальным свойством сотрясаться во время движения по земле, за что и получили своё название. Такая походка делает узнаваемой птичку издалека. Народы севера считали, что птица очень вежливая и таким образом приветствует встретившихся ей на пути людей.

Интересно, что латинское название трясогузок Motacilla переводится на русский как Маленькая девочка. Может быть неслучайно девочки танцуют танец птице на празднике Вурщик хатл?

Про птиц, ставших символами праздников, читайте и в предыдущих статьях:

А про священные амбарчики расскажу чуть позже.