Найти тему
Наше наследие

Тушоли – праздник весны и плодородия

В давние времена богини занимали видное место в языческом пантеоне чеченцев и ингушей. Главные женские божества – Дарза-нана (Дарца-нана, Фурки, Мать-метель, богиня снега и вьюг), Миха-нана (Мох-нана, Мать ветра, богиня ветра), Села-Сата (Иволга, дочь бога Селы, богиня искусства и ремёсел, покровительница целомудренных девушек), Уна-нана (богиня смерти и болезней), Хи-нана (богиня воды), Аза (мать бога солнца), Бетта (божество луны), Кинч (мать богини луны), Мож (сестра луны и солнца), Мехка-нана (богиня горных вершин и горной местности, покровительница путников) и др. – ушли на второй план после принятия новой веры – ислама.

Более-менее подробные сведения в настоящее время сохранились только о Тушоли – богине весны, покровительнице женщин и детей, заступнице людей перед своим отцом верховным богом Дела (Дала, Дяла), который жестоко наказывал всех за неповиновение.

О широком, в прошлом, культе Тушоли свидетельствует сохранившиеся названия урочищ, хребтов и мест в Чечне и Ингушетии. Имелись особые святилища богини-матери, но имя Тушоли фигурировало в каждой молитве, даже если эта молитва произносилась у храма другого божества.

У вайнахов месяц апрель называется Тушоли-бут (с 20 марта по 21 апреля). В апреле на Северный Кавказ прилетает священная птица и главная вестница весны – Тушоли-котам (удод). В апреле же принято было выбирать невест, потому что браки, заключенные в этот период, считались самыми счастливыми. А всё потому, что апрель – время власти богини деторождения, весны и плодородия Тушоли, в честь которой ингуши и чеченцы в древности устраивали праздник изобилия с народными гуляниями, ярмарками, песнями и танцами.

К празднику делались различные приготовления: заготавливали в большом количестве мясо, готовилась обрядовая пища, даьттаха (поджаренная на масле мука), пиво, арака и обрядовые лепёшки (три круглые и одна треугольная), запасали подношения богине. Каждый празднующий, помимо прочего, приносил с собой на торжество веточку в дар богине.

Праздник весеннего плодородия и возрождающихся сил природы Тушоли кьиринде (Тушоли ц1ей, Tušoli cjey), посвящённый Богине-Матери Тушол, относился к календарным земледельческим (аграрным) праздникам весеннего цикла. Есть две вероятные версии, по мнению исследователей, относительно даты его проведения. По одной из версий торжество отмечали в последние воскресенье апреля, по второй – в одно из воскресений месяца Тушоли, сразу после прилета удода – символа богини весны, священной курицы, Хуттут – в непосредственной близости к весеннему солнцевороту.

Удода нельзя было убивать, запрещалось разорять гнёзда, а хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо на территории домовладения (во дворе, под кровлей и т.п.).

Празднику Тушоли предшествовали два других важных аграрных ритуальных события: праздник плуга и праздник перед выходом на весенние полевые работы. Оба праздника были привязаны ко Дню весеннего равноденствия и проходили в период с 20 по 25 марта. В эти дни проводили ритуал по вспашке поля, который подразумевал ряд обязательных мероприятий: запрячь волов, вспахать землю (ритуальная первая борозда), проводить пахаря, осуществить сев и перейти к увеселительной части – коллективная трапеза и традиционные развлечения.

Следуя один за другим праздники плавно перетекали один в другой, однако торжество в честь богини плодородия считалось самым главным праздником горцев и отмечалось всеми народами Кавказа. Строгое соблюдение традиций считалось обязательным условием, ведь правильно отметивший праздник человек, по поверьям, будет весь год защищен от болезней, а его жизненный путь нацелится на успешность и благополучие. В молитвах, обращённых к покровительнице, просили об обильном урожае и о хороших погодных условиях – животворном дожде и целительном солнце. В честь Тушоли женщины исполняли гимн (отрывок);

«…Избавь от горя, беды, недорода
Родимый наш край.
Чтоб нерожавшие жены родили,
Чтобы рожденные дети жили,
Дождей чтобы было
Ни много, ни мало,
Чтоб солнце светило,
Но не сжигало…»

У богини было персональное святилище, где в день праздника совершеннолетние девушки и женщины совершали жертвоприношения и выполняли обязательную часть женских ритуалов, посвящённых Тушоли, после чего начинались праздничные мероприятия, в которых участвовали все члены общества. Праздник сопровождался танцами, песнями, прославляющими богиню, ритуальными шествиями, праздничными угощениями, приготовленными в огромных котлах. Затем начинались развлечения – увеселения, игры, шуточное сватовство, спортивные игры и конные скачки. После окончания праздника стада отправляли на летнее пастбище.

У восточных славян есть аналогичный скотоводческий праздник – День первого выгона скота на пастбища – Юрьев день (Егорьев день, Егорий вешний), который отмечался 23 апреля (6 мая по григорианскому календарю). Похожие торжества есть или были в культурах других народов, чья жизнедеятельность была связана с разведением сельскохозяйственных животных.

Культ Тушоли был официально запрещен мусульманским духовенством. Однако бездетные женщины продолжали восхвалять богиню, прося о потомстве, а молодежь, дети и девушки тайно посещали святилища Тушоли.

В настоящее время проводятся фольклорные фестивали, которые носят имя богини.

При написании статьи использованы материалы:

1. Культура чеченского народа (Леча Ильясов)
2. Богиня-мать Тушоли (Марет Цароева)
3. ИА Чеченинфо
4. Paganus Regnum Caucasus (Языческое царство Кавказа)

Оформление выполнено с использованием искусственного интеллекта (нейросеть WOMBO) по заданному описанию и исходной фотографии