Найти в Дзене

Как Kraftwerk повлияли на хип-хоп, который терпеть не могли?

Говорить о влиянии Kraftwerk на разные направления современной и не очень музыки уже бессмысленно, временами это и правда становится аксиомой. Ощутить это влияние можно, просто включив какую-нибудь музыку 1980-х, сделанную на синтезаторах. Вольно или невольно там используются шаблоны, придуманные в том числе дюссельдорфскими электронщиками. И подобное же происходит с музыкой 1990-х и нулевых. Стоит включить первый альбом The Chemical Brothers, как с первых же секунд слышится сэмпл из Radio-Aktivitat. Стоит послушать Coldplay, как узнаются ноты из Kraftwerk. В 1980-е это происходило стихийно. Музыкальная концепция, которую внедрили роботоподобные немцы, гласила одну простую истину: можно сочинять музыку без гитар и барабанов, обходясь клавишными и электронными ударными. И эта концепция оказалась близка не только адептам синти-попа, новой волны и прочих близких направлений, но и исполнителям хип-хопа. Когда-то давно он еще не был таким резким и противным, был ближе к диско, да и перв

Говорить о влиянии Kraftwerk на разные направления современной и не очень музыки уже бессмысленно, временами это и правда становится аксиомой. Ощутить это влияние можно, просто включив какую-нибудь музыку 1980-х, сделанную на синтезаторах. Вольно или невольно там используются шаблоны, придуманные в том числе дюссельдорфскими электронщиками. И подобное же происходит с музыкой 1990-х и нулевых. Стоит включить первый альбом The Chemical Brothers, как с первых же секунд слышится сэмпл из Radio-Aktivitat. Стоит послушать Coldplay, как узнаются ноты из Kraftwerk.

-2

В 1980-е это происходило стихийно. Музыкальная концепция, которую внедрили роботоподобные немцы, гласила одну простую истину: можно сочинять музыку без гитар и барабанов, обходясь клавишными и электронными ударными. И эта концепция оказалась близка не только адептам синти-попа, новой волны и прочих близких направлений, но и исполнителям хип-хопа. Когда-то давно он еще не был таким резким и противным, был ближе к диско, да и первые звезды рэпа еще только пытались нащупать свою музу.

-3

В 1982-м году неожиданно в нью-йоркских клубах стала звучать композиция, в которой было очевидно влияние Kraftwerk, но при этом в ней был рэп. Вообще, если вспомнить музыку самих немцев, то там нередко было что-то, напоминающее речитатив. Но сами они к рэперами относились прохладно, а случай, о котором сейчас пойдет речь, и вовсе их настроил против этого течения. Kraftwerk старались отвечать взаимностью многим из тех музыкантов, что проявляли к ним знаки внимание, но здесь им скорее хотелось полностью абстрагироваться от происходящего.

Нью-йоркская публика была в восторге от сингла Planet Rock, записанного Африкой Бамбаатой и его группой Soul Sonic Force. В песне присутствовал ритм драм-машины Roland TR-808, напоминающий композицию Numbers с альбома Computer World, а мотив, сыгранный на синтезаторе, был точь-в-точь слизан с Trance Europa Express. Такой коллаж из разных песен показывал, насколько сильно Африка Бамбаатаа вдохновляется электроникой из Германии. Впрочем, немного остановлюсь на этом.

Автором композиции был продюсер Артур Бейкер, до этого бывший диджеем-неудачником, решившим объединиться с одним из лидеров нью-йоркского хип-хопа Бамбаатой. Последний, несмотря на свое происхождение и причастность к жизни в гетто, разбирался в музыке и обожал Yellow Magic Orchestra, Kraftwerk и Funkadelic. Ему хотелось объединить эти эстетики, которые при всей своей разности имели что-то общее в звучании.

-4

Песня записывалась в очень скромных условиях. Ни у кого из авторов не было недавно появившейся драм-машины Roland TR-808, но наткнувшись на объявление, что один ее обладатель за 20 долларов готов ей поделиться, они позвали его в студию и попросили повторить ритм из Numbers. Пришедший на помощь мультиинструменталист Тони Роби, ненавидящий диско, но обожающий хип-хоп, скрепя сердце, сделал аранжировку для синтезаторов, используя как аналоговые, так и цифровые клавишные. Едва-ли то, что тогда получилось, можно было назвать рэпом. Пришедшие участники Soul Sonic Force начитали слова, и получившийся сингл Бейкер окрестил стилем "поп-рэп".

-5

Рэп-сообщество сначала этот сингл не приняло. Бейкер и Бамбаата пошли крутить его в клубы Манхэттена и Бруклина, столкнувшись с тем, что публике он нравится. Появились первые заказы на пластинку. Выпущенная в апреле 1982-го года песня через пару месяцев уже стала возглавлять хит-парады, что было достижением для артистов молодого жанра. Правда, Бамбаата сильно переживал, что сходство с Kraftwerk бросается в глаза. Похожесть мелодии, такой же ритм, общая атмосфера бросались в глаза. И хотя подростки в клубах знать не знали про немецкий коллектив, воспринимая Planet Rock как что-то особенное и оригинальное, те, кто был "в теме", всё прекрасно понимали.

Опасения не заставили себя долго ждать. До Kraftwerk дошли слухи о рэп-композиции, состоящей из элементов их музыки. Немцы были в бешенстве: их авторство никто не указал. Бейкеру и лейблу Tommy Boy, занимавшемуся изданием Planet Rock, прилетел штраф. Договорились платить "крафтверкам" по доллару с каждой пластинки, тем самым увеличив цену экземпляра с 5 до 6 долларов. Однако, песня настолько нравилась публике, что моментально раскупалась.

Несмотря на недовольство "обкраденных" Kraftwerk, критики, особенно европейские, были в восторге. То, что у немцев звучало, как холодная музыка роботов, в руках Бамбааты и Бейкера приобрело "человечность". Этой музыке дали термин "электро", так как в ней были и элементы фанка, и диско, и электроники. Многие звезды рэпа 1980-х попали под влияние уже Soul Sonic Force, и все в один голос говорили, что Planet Rock предопределила развитие хип-хопа. Теперь он стремился уйти от дискотечных ритмов в сторону новых запрограммированных битов.

-6

В 1986-м Бамбаата разразится наконец-то альбомом, так и названным Planet Rock. Нашумевший сингл поместят первой песней на пластинку. За пять лет, что записывался альбом, изменился ландшафт американской и мировой музыки. Сам Бамбаата стал общаться с Биллом Ласвеллом, продюсером. неравнодушным к новым течениям. Поэтому в середине 1980-х случится попытка перехода Soul Sonic Force в другие жанры. Впрочем, это уже отдельная история.

-7

А Kraftwerk восприняли потуги хип-хоперов без восторга. Всё-таки, они были за то, чтобы сочинять музыку самим, а не воровать ее у других. Поэтому, старались не замечать, как многие молодые музыканты используют элементы их композиций, чтобы создать свою музыку, а затем заработать на ней. Если бы Kraftwerk были бы принципиальнее, сотни тысяч музыкантов были бы должны им по доллару с каждой продажи. И это минимум.

-8

Добро пожаловать! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии! Впереди много интересного!