— Мариванна, а этот мальчик почему всё время один сидит? — Катя тихонько тянет за рукав свою учительницу, кивая в сторону школьного двора.
Мария Ивановна оборачивается. На скамейке у старой берёзы сидит Артём Воронин — тот самый новенький из их класса. Книга раскрыта, но видно — не читает, а больше просто прячется за страницами.
— Он недавно к нам пришёл, Катенька. Видимо, стесняется ещё.
— А можно… я с ним поиграю?
— Конечно, можно, — улыбается учительница.
Артём уже третью неделю в их школе. Тихий, аккуратный, всегда чисто одет, но какой-то… будто отдельно от всех. На переменах не носится, как остальные, в столовой ест всегда молча, у доски отвечает правильно, только как будто без удовольствия — просто потому что надо.
Мария Ивановна, учительница с тридцатью годами опыта за плечами, таких детей сразу замечает. Обычно это значит, что дома нелегко: переезды, разводы, разные сложности.
— Артём, — подходит к нему Катя. — А что читаешь?
Мальчик поднимает глаза. Лет десяти, худенький, глаза большие, серьёзные, будто взрослого:
— Про динозавров.
— Ой! Можно взглянуть? Я тоже динозавров люблю!
Артём осторожно протягивает книгу. Катя листает — картинки яркие, весёлые, Катя ахает и спрашивает: кто это, а вот этот, а что у него за рога? Мальчик сначала мнётся, потом, кажется, оттаивает, начинает рассказывать:
— Это тираннозавр, а это — трицератопс… Видишь? Они ведь в разное время жили, не встретились бы никогда…
— Ух ты! А ты откуда всё это знаешь?
— Книжки читаю. У меня дома много таких, про динозавров.
— А покажешь?
Артём вдруг сжимается, будто снова спрятался за невидимым щитом:
— Не знаю… Мама не любит, когда гости приходят…
В этот момент к ним подбегают другие — Дима, Лёша, Соня:
— Катька, во что играем?
— Артём про динозавров рассказывает! Слушайте, классно как!
Дима фыркает:
— Фу, динозавры — это для малышей.
— Ни-че-го подобного! — тут же Соня встревает. — Динозавры — это круто!
Артём на всё это глядит настороженно — не решается вставить слово. Потом вдруг очень тихо:
— Могу рассказать вам про велоцирапторов. Они, знаете, очень умные были…
И — вдруг — вся компания почему-то замирает, слушает его. Мальчик забывает про стеснение, говорит азартно, живо, перескакивает с одного периода на другой, объясняет что-то, машет руками. Оказывается, знает он — не только названия, а и когда кто жил, как палеонтологи искали кости, и как ученые по кусочкам собирают доисторические миры.
— Артём, а с нами в футбол не хочешь? — предлагает вдруг Леша.
— Я никогда не играл…
— Научим! Там всё просто!
Мария Ивановна смотрит издалека — и сердце радуется. Вот он — первый ледоход.
Но… на следующий день всё повторяется. Артём снова один, сидит с книжкой. Дети зовут:
— Артём, в футбол!
Он качает головой:
— Не хочу.
— Почему? — не понимает Катя. — Вчера же классно было!
— Не хочу. Вот и всё.
После уроков Мария Ивановна подходит к нему:
— Артём, можно поговорить немного?
Мальчик напрягается:
— Я что, опять что-то не так сделал?
— Нет-нет, всё хорошо, — мягко отвечает учительница. — Просто я хочу знать, как тебе здесь, в новой школе? Как чувствуешь себя?
— Нормально…
— А друзья у тебя появились?
Артём долго молчит. Потом, едва слышно:
— Мария Ивановна, а зачем мне друзья? Мы всё равно скоро переедем.
— Переедем? — удивляется учительница. — А кто тебе это сказал?
— Мама. Она говорит — мы всё равно везде надолго не задерживаемся. Поэтому… не стоит ни к кому привязываться.
У Марии Ивановны внутри будто что-то оборвалось. Всё стало ясно: ребёнок боится заводить друзей. Боится прощаться.
— Артём, а можно я с твоей мамой поговорю?
— Зачем? — тревожно смотрит мальчик.
— Просто познакомиться. Ты ведь знаешь — мне важно знать родителей моих учеников.
— Она не любит разговаривать с учителями…
— Попробуем, хорошо?
Елена Воронина приходит в школу неохотно. Женщина на вид лет тридцати пяти, уставшая, недоверчивая. Одета скромно, но опрятно, волосы убраны.
— Вы хотели поговорить про Артёма? — сразу спрашивает она, едва присев в учительской. — Он что, плохо учится?
— Наоборот, прекрасно справляется, — Мария Ивановна улыбается. — Но меня волнует другое...
— Что именно?
— Артём очень замкнутый. Не общается с ребятами. Он сказал, что вы часто меняете место жительства…
Елена Воронина тяжело выдыхает.
— Это правда. Работа у меня… такая, что приходится часто переезжать. Вечно в поисках чего-то стабильного.
— Понимаю вас. Но детям очень нужна стабильность. И друзья — тоже нужны. Иначе как же…
— А зачем? — с едва скрываемым упрямством перебивает Елена. — Всё равно расставаться. Лучше — никого к себе не подпускать.
— Елена Валерьевна, а скажите, вы сами хотите иметь друзей? — вдруг спрашивает Мария Ивановна.
Та удивляется:
— А я тут при чём?
— При том, — объясняет педагог, — что дети всегда копируют своих родителей. Если вы боитесь привязанности, он тоже научится этого бояться.
Долгая пауза. В кабинете тихо.
— Знаете… — наконец выдыхает Елена тихо. — Меня много раз подводили. Друзья, так называемые… Я решила: лучше рассчитывать только на себя.
— А Артём? Ему тоже только на себя надеяться?
— Он должен быть сильным…
— Сила — это не обязательно одиночество, — мягко говорит Мария Ивановна. — Иногда большая сила — это уметь открываться и доверять.
Елена смотрит в окно. Во дворе, среди бегущих, галдящих детей стоит Артём. Один. Он просто наблюдает.
— Что вы предлагаете?
— Дайте ему шанс. Позвольте дружить. Даже если опять придется уезжать — хорошие воспоминания останутся с ним навсегда.
— А если ему будет больно прощаться?
— А если вдруг он будет жалеть, что так никогда и не попробовал…
На следующий день Мария Ивановна заходит в класс с улыбкой:
— Дети, у нас начинается большой проект про динозавров! А Артём будет нашим главным консультантом — ведь он так много знает!
— Ура! — первой вскрикивает Катя. — Артём, ты согласишься?
Мальчик смотрит на учителя, потом — на ребят. Медленно улыбается, будто учится этому прямо сейчас:
— Ну… можно попробовать.
Проект получается удивительный. Артём объясняет, рисует, придумывает макеты; ребята слушают, захлёбываясь от удивления.
— Артём, давай ты у нас будешь палеонтологом! — предлагает Дима.
— А мы будем помогать! — смеётся Соня.
И кажется — теперь у Артёма точно всё получится.
— И будем искать кости динозавров! — воодушевлённо добавляет кто-то из ребят.
Артём буквально светится от радости. Первый раз за долгое время он ощущает себя нужным — да что там, даже важным! Вот оно, настоящее счастье — когда тебя слушают, принимают, когда ждут твоего совета.
Проходит неделя, и Елена Воронина снова появляется в школе, чуть смущённая, но теперь в глазах — что-то новое.
— Мария Ивановна, поговорить можно?
— Конечно, проходите.
Женщина неловко садится, складывает руки:
— Артём изменился. Стал другой — открытый какой-то… Приходит домой, рассказывает про одноклассников, про вас, про ваш проект с динозаврами…
— Это замечательно, — улыбается учительница.
— Знаете, я подумала… Может, нам и не стоит переезжать? Тут появилась работа, не шикарная, зарплата скромная — зато постоянная. А ещё… Я не хочу опять всё рушить. Не хочу лишать его друзей. Я вижу, как он… счастлив.
— Это здорово слышать. И очень мудрое решение.
Елена теребит край платья, медлит, потом вдруг спрашивает:
— А вы думаете, я… сама могу найти тут друзей? — в голосе столько неуверенности.
— Конечно, — убеждённо говорит Мария Ивановна. — У нас ведь есть родительский комитет. Мы не только про школу говорим, чай вместе пьём, советуемся… Вы приходите. Попробуете.
— А если я… не смогу, не впишусь?
— Пока не попробуете — не узнаете.
В этот вечер, идя домой, Елена размышляет: может, учительница права? Может, действительно стоит попробовать? Хватит, наверное, всё время закрываться, бояться — себе же хуже.
Дома, укладывая Артёма спать, она вдруг осторожно спрашивает:
— Сынок, а что если мы… останемся в этом городе? Как ты на это смотришь?
Мальчик засыпает — и вдруг, кажется, море света вспыхивает в его глазах:
— Правда?! Мы не будем уезжать, менять школу?
— Не будем, — уверенно отвечает мама. — И ты сможешь дружить со всеми, сколько захочешь.
— А ты?.. — смущённо спрашивает Артём. — Ты тоже… подружишься с кем-нибудь?
— Попробую, — вдруг улыбается Елена. — Честно-пречестно!
Проходит месяц. Артём зовёт ребят к себе на день рождения. Елена волнуется: всё ли понравится детям, не занудно ли ей будет с остальными взрослыми… Но праздник проходит на редкость весело. Шум, смех, звонкий лай, торт — по лицам понятно, что все рады. Мамы, собравшись вместе, тоже общаются — и Елена постепенно чувствует: ей уже легко, уже совсем не страшно.
— Елена, может, в выходные всей компанией, с детьми, в парк выберемся? — предлагает Катина мама.
— А почему бы и нет. Давайте попробуем, — отвечает Елена — и на душе солнечно, тревожно радостно.
А во дворе, на песочнице, Артём увлечённо руководит археологическими раскопками:
— Смотрите! Осторожно, слой за слоем убирайте песок. Вот, тут могла когда-то быть кость, прямо под этим пластом…
Из окна за всем этим наблюдает Мария Ивановна. Она улыбается — по-настоящему, от сердца. Иногда, чтобы начать жить заново, нужно просто чуть-чуть храбрости. И тогда даже самые замкнутые дети вдруг начинают заразительно смеяться, а взрослые, привыкшие не доверять никому — снова учатся дружить и радоваться вместе.