Сегодня молодёжь может увидеть узкоколейку разве что на детских железных дорогах — например, на Малой Южно-Уральской в Челябинске или на туристической Алапаевской узкоколейке. А ведь раньше такие линии были полноценной частью транспортной сети страны: со станциями, депо, и даже ночными рейсами. В царской России железные дороги узкой колеи начали строить в 1870–1880-х годах, чтобы удешевить перевозку малых потоков грузов. Причём некоторые линии имели вполне серьёзную длину: ✔️ Ярославль — Вологда — 209 км;
✔️ Вологда — Архангельск — 625 км;
✔️ Тула — Лихвин — 112 км;
✔️ Рязань — Владимир — 209 км. Эти линии входили в общую сеть железных дорог Российской империи. В Советском Союзе узкоколейки стали важным транспортом для освоения лесных и торфяных месторождений, а также удалённых поселков. ✔️ Строительство такой дороги стоило дешевле в несколько раз;
✔️ Радиусы кривых (поворотов) уменьшались до 100–150 метров (вместо 300–500 м на широкой колее);
✔️ Упрощались конструкции мостов, насыпей,