Новое время-новые песни или старые темы на новый лад
Открывать для себя современных авторов занятие увлекательное, но и в то же время рискованное : новые сюжеты, новые стили. Вернее, смешение стилей и жанров. Поди тут разберись, что волнует автора до боли душевной, о чём хочет предупредить, сказать, вернее, прокричать он своим читателям.
В наш циничный век трудно найти форму для серьёзного разговора, чтобы не показаться менторски занудным.
Вот и о книге Евгении Игоревны Некрасовой закрепилось мнение как о сказке, в которой
"соединяются магический реализм, фольклор и эксперимент, чувствуется влияние Гоголя, Ремизова, Платонова, Петрушевской".
Говоря об этом произведении, о его сюжете без спойлеров не обойтись.
Сам термин магический реализм -явление сравнительно новое в литературе.
Магический – эта часть термина связана с привлечением героя, не существующего в действительности (домовёнок Кузя, например), живущего рядом с главными героями, реальными людьми, и взаимодействующего с ними. У Некрасовой – это сказочное существо кикимора. Но появление этой сказочной героини в произведении обусловлено её фольклорным смыслом, значением : согласно народным славянским поверьям кикиморы обычно появляются в неблагополучном доме, и тогда на семью просто сыпется беда за бедой. Фольклор же объясняет и откуда именно берутся Кикиморы: они — бывшие, не пригодившиеся никому в мире живых, невыросшие дети.
Если же отбросишь слово магический и сконцентрируешься на слове реализм, то увидишь наш мир глазами ребёнка. И твоё сердце будет сжиматься от боли за эту маленькую девочку Катю, в семье которой явно всё неблагополучно, которая «катится-колошматится» по жизни без ласки и любви, постоянно чувствуя, что не оправдала чьих-то ожиданий. Никому ненужная, испытывающая на себе формальную заботу и заинтересованность своей жизнью, она готова раскрыть свои способности, таланты и любовь. Но… не случается по вине взрослых.
И тогда внутри читающего эту книгу, всё кричит:
ТАК НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКОГДА!
Главный смысл романа: ребёнок не должен оставаться наедине со своими несчастьями
Некрасова поднимает в романе сразу несколько «актуальных» тем: и издевательства в школе, и проблемы воспитания в семье, и даже проблемы педофилии. Всё эти важные в современном мире темы она пропускает через призму искаженного детского восприятия и выплёскивает на читателя.
Как кипятком обдаёт.
Попав в атмосферу книги ты не можешь не сочувствовать до боли сердечной главной героине "Калечины-малечины", живущей в состоянии безысходности и абсурдности происходящего. Это состояние обостряется и за счёт мистических элементов (кто-то смешал крупы на кухне, распустил накануне связанные варежки). Эти элементы способствуют тому, что начинаешь сомневаться в психическом здоровье девочки, которая не в состоянии справиться со своими детскими несчастьями сама. Когда история доходит до кульминации безысходности, Катя включает конфорки и ложится, чтобы встретить свою смерть. Но тут появляется Кикимора и спасает никому из родных ненужную девочку.
Не просто спасает физически, Кикимора помогает Кате преодолеть себя, свои страхи и комплексы. Всего один день с дружеским существом из жизни неуверенного, прячущегося от мира ребёнка, который постоянно «катится-колошматится» через колдобины бытовых неприятностей, меняет её до неузнаваемости. Всего один день с Кикиморой-, которая воспринимается Катей то ли как младшая сестрёнка, то ли как более приспособленная к жизни волшебница-старушка-подружка, позволил Кате перейти из разряда "невыросших" в "выросшие".
Но вмешиваются "невыросшие" взрослые.
С исчезновением Кикиморы атмосфера одиночества, безысходности, никомуненужности возвращается. Катя закрывается на кухне и свешивается в раскрытое окно...
Выдохните!
Автор нас жалеючи пишет сумбурно-сказочный хэппи-энд, лишённый всякой логики. Но я лично благодарна ей за это. С логикой, конечно, полный абзац, но зато мерзавцы наказаны судьбой, а Катя живая и счастливая.
Вот и сказке конец, а кто слушал ...
Любите своих детей!
Пусть вечера в кругу семьи несут им радость.
Интересуйтесь не только их успехами в школе, но и их фантазиями.
Разрешайте им быть детьми. Да и сами помните, что вы тоже дети, только выросшие.
Ласкайте своих детей. Обнимайте их – иначе их обнимет дядя Юра.
И было бы здорово, если бы каждый взрослый помнил "откуда именно берутся Кикиморы"и понимал, каково это быть ребёнком, не вписывающимся в систему.
Оглянитесь, взрослые, такие дети никогда не переведутся.
PS : несмотря на возрастное ограничение, всё-таки рискну прочесть книгу со своим 11-летним внуком