Найти в Дзене

Нотная собака — лучший друг ленивого музыканта

В нотной грамоте и музыкальной записи "собакой" иногда называют знак репризы (повтора) – ‖: ... :‖ или 𝄆 ... 𝄇, который указывает на повторение части произведения. Во-первых, есть некое визуальное сходство – если представить знак репризы ‖: как торчащие уши собаки (как у немецкой овчарки, например 🐺), то можно уловить ассоциацию. Во-вторых, это - "кусающий" повтор – музыка возвращается назад, как та собака, бегающая по кругу. Пример в нотах: ‖: До – Ре – Ми :‖ Это значит, что последовательность До–Ре–Ми нужно сыграть дважды. Из разговора музыкантов: - "Сыграй от собаки до собаки" = повтори от открывающей репризы до закрывающей. - "Этот куплет под собаками" = часть, которая играется дважды. Забавно, да? 😄 Важно! Это неофициальное название, его используют в профессиональном сленге. Но в учебниках по теории музыки такой знак называется "реприза" или "знак повтора". А ещё реприза — это лучший друг ленивого (и не только) музыканта! Разберём по пунктам такую "др

В нотной грамоте и музыкальной записи "собакой" иногда называют знак репризы (повтора) – ‖: ... :‖ или 𝄆 ... 𝄇, который указывает на повторение части произведения.

  • Почему так называют?

Во-первых, есть некое визуальное сходство – если представить знак репризы ‖: как торчащие уши собаки (как у немецкой овчарки, например 🐺), то можно уловить ассоциацию.

Во-вторых, это - "кусающий" повтор – музыка возвращается назад, как та собака, бегающая по кругу.

Пример в нотах:

‖: До – Ре – Ми :‖

Это значит, что последовательность До–Ре–Ми нужно сыграть дважды.

Из разговора музыкантов:

- "Сыграй от собаки до собаки" = повтори от открывающей репризы до закрывающей.

- "Этот куплет под собаками" = часть, которая играется дважды.

Забавно, да? 😄

Важно!

Это неофициальное название, его используют в профессиональном сленге. Но в учебниках по теории музыки такой знак называется "реприза" или "знак повтора".

А ещё реприза — это лучший друг ленивого (и не только) музыканта! Разберём по пунктам такую "дружбу":

1. «Не писать же два раза!» 🖊️

Представьте:

Бетховен сочиняет 5-ю симфонию, а там повтор экспозиции. Писать одинаковые такты дважды? Нет, это уже слишком!

Реприза ‖: экономит:
- Чернила (в XVIII веке — дорого!),
- Время переписчика (а то ещё напутает!),
- Место на бумаге (партитуры и так толстенные).

В общем, какой-то ленивый гений придумал «собаку», чтобы меньше париться (но это был не Бетховен).

2. «Сыграл раз – и все довольны» 🎻

Музыканты обожают репризу, потому что:

- Можно сделать вид, что играешь вдумчиво, а сам мечтать о кофе (главное — не пропустить значок :‖).
- Дирижёр не заметит, если вы при повторе сыграли чуть проще (но это секрет!).
- Публика думает, что так и задумано: «О, какой глубокий рефрен!»

3. «Спасает на экзаменах» 🎓

Студент-музыкант радостно смотрит на ‖: в нотах, потому что:

- Меньше учить (повтор — не ошибка, а замысел композитора!).
- Если запнулся в первом проходе — во втором исправишься.
- Выглядит солиднее: 5 страниц с репризой = 10 страниц «по-честному».

4. «А что, так можно было?» 🤯

Реприза — гениальная иллюзия:

- Куплет → Припев → Куплет = 3 части, а по нотам-то 2!

5. «Собака-терапевт» 🐶❤️

- Если забыл, что дальше — возвращаешься к ‖: и играешь «по новой».

- Ошибся? Реприза даёт второй шанс.

- Устал? Повтор — это музыкальная сиеста, напряга меньше.

-2
  • Финал:

Реприза — это «Ctrl+C / Ctrl+V» XVIII века, "костыль для забывчивых" и тайный знак солидарности всех музыкантов.

Так что в следующий раз, увидев знак ‖:, мысленно погладьте эту «собаку» — она заслуживает!

А если коллеги спросят, почему вы не играете второй раз, не повторяете, нарисуйте нотной собаке уши подлиннее. В следующий раз заметите! 🐶

В жизни всё может быть...