Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Докармливаю голубенка. Опять.

В буйном летне-дачном калейдоскопе событий-работ-забот-развлечений-впечатлений-размышлений совершенно параллельно/независимо, совсем тихо (но заметно) проистекают отдельные драматические сюжеты. Один такой на днях как раз закончился благополучно – аж вздохнул с облегчением.

Со стороны может показаться, что держать на даче разных домашних животных – прелестная пастораль, сплошное умиление и благость. Все эти рыбки в пруду, курочки-уточки-цесарочки-фазанчики-голубки в птичнике, кролики в вольере. Мечта завидная.

Если бы…

Каждодневные хлопоты с каждым, как рутинные хлопоты, так и экстремальные/неожиданные. Причем эти экстремальные/неожиданные – тоже повседневно.

Если зоо-заботы даже одного дня перечислять – длиннющее, нудное повествование получится. Такое мне писать не хочется.

Впрочем, одну историю последних дней расскажу. Про голубенка.

Голубенок – первый в этом году. Пережил внеурочные холода и трудности птенцового развития. Недавно вылез в свет – красавец, в бабушку свою окраской.

И все бы замечательно, но …

Знаете, как бывает: каким-то внутренним чутьем чувствуешь – что-то не так, какой-то непорядок. И разумом гонишь от себя нехорошее предчувствие – ничего же не явно, все образуется.

С голубенком такая история – хорош, но что-то начинает смущать. Неужели опять? Да нет же, не может быть.

Может быть, и опять: родители прекратили его кормить преждевременно. Еще бы несколько дней – и он уже готов бы был к самостоятельной жизни. Но нет – их родительская программа выключилась, а его – для самостоятельной жизни – еще не включилась. Разрыв нити биологического цикла. Совершенно погубительный для птенца разрыв.

Вот он собственно по все статьям – готовый голубь. Но не все еще необходимые рефлексы включились. В частности (хотя какая это частность – жизни суть!), рефлекс клевания и заглатывания пищи/воды.

У цыпленка вон в первый день вылупление рефлекс этот просыпается, даже если наседка не помогает. Но цыпленок – у птиц выводковых, а голубенок – из птенцовых. Ему, птенцовому, Эволюцией назначено выпрашивать корм у взрослых (отвратительный, между прочим, рефлекс, если наблюдать со стороны, да еще антропоморфично) и широко разевать клюв, чтобы прямо в глотку родители направляли необходимый корм. И так, пока вдруг его не озарит Рефлекс самостоятельного клевания. Вдруг.

И вот сбой. Просто представьте себя на его месте. Он, как положено, завидев папу/маму, расставляет могучие уже крылья, трепещет ими, широко разевает бездонную пасть, трясет головой, издает какие-то придушенные мяукания. А в ответ … ничего! Мама/папа смотрят на него, как на пустое место или как на совершенно чужую приставучую птицу и спешат к гнезду, где у них вылупился следующий потомок.

Братец у голубка вылупился - розовый комочек под защищающей его мамашей. Комочек этот теперь - единственный смысл родителей. А первого они теперь в упор не видят.
Братец у голубка вылупился - розовый комочек под защищающей его мамашей. Комочек этот теперь - единственный смысл родителей. А первого они теперь в упор не видят.

Драма же. Точнее даже – трагедия. Потому что растущий голубенок непременно должен есть много и часто, зоб его должен быть всегда отвисло набитым. А если зоб пустой, то птица чахнет и непременно сдохнет.

Пора теперь мне на сцену. Я до последнего отгонял от себя мысль, что первый голубенок этого года – брошенный.

Уже были у меня подобные случаи – и не приведи господь! Морока и обоюдные наши с птенцом мучения. Но выкармливал.

К тому же этот – совсем большой. Что между прочим и проще – кормить, если что, недолго.

Отгонял мысль до последнего, и последнее наступило: смотрю как-то утром, а птичка-то по всем уже критериям долго не жилец.

Если птица выглядит вот так - обманывать себя уже нет смысла: еще чуть - и сдохнет.
Если птица выглядит вот так - обманывать себя уже нет смысла: еще чуть - и сдохнет.

Беру в руки – ну да: худой-легкий и зоб пустой вообще.

Ну хорошо, навыки кормления я еще не потерял. И хорошо, что почти выросший голубок – особо изощряться не придется. И хорошо, что пить он уже соображает сам: подтолкнул его к поилке, голову ему чуть нагнул – и он к воде «присосался».

Но пить он уже может сам - только подтолкнуть.
Но пить он уже может сам - только подтолкнуть.

Видели, как голуби пьют? Не глоточками с закидыванием головы, как это куры делают. А как насосом качают.

Так что проблема только в кормлении. Леплю «колбаски» из наскору руку сделанного теста: хлебный мякиш, желток вареного яйца (маленькими цыплятам было сварено), кефир, крупы, какие были под рукой.

Процедура проста, хотя удовольствие маленькое. Голубь в одной руке, другой легко (без усилия!) раскрываю его клюв (он рефлекторно раскрывается, если правильно/удачно на него воздействовать), засовываю туда «колбаску» и чуть проталкиваю ее в глотку птички.

-4

-5

А дальше уже другой рефлекс включается – заглатывания. До смерти напуганный и умирающий с голоду голубок ничего не понимает и не предпринимает, но в его зобу «колбаска» за «колбаской» откладывается пища.

У голубка, который сам еще не клюет и которого нужно кормить, клюв устроен особенно: он мягкий и нижняя его часть - подклювье - широкая, "черпалка". Как у некоторых рыбоядных птиц (типа пеликанов/бакланов) или некоторых китообразных. Простите за вольное сравнение. Но потому что именно подклювье "принимает" корм.
У голубка, который сам еще не клюет и которого нужно кормить, клюв устроен особенно: он мягкий и нижняя его часть - подклювье - широкая, "черпалка". Как у некоторых рыбоядных птиц (типа пеликанов/бакланов) или некоторых китообразных. Простите за вольное сравнение. Но потому что именно подклювье "принимает" корм.

Отпущенный, он в беспамятном ужасе забивается в какой-то уголок. Утром он в этом же уголке, но уже с признаками активной жизни. Главный признак – он определенно не хочет в руки и опять эту экзекуцию с унизительным заталкиванием в клюв. Но ему придется. Теперь три раза в день и пока не озарит его Рефлекс клевания.

Мне совершенно не хочется три раза в день и каждый день этим заниматься, очень надеюсь на пробуждение Рефлекса. Подсаживаю подростка к кормушке взрослых голубей в надежде, что посмотрит на жадно клюющих сородичей и заинтересуется, сам попробует («социальное облегчение» называется у зоо-психологов). Но нет. Других взрослых он сторонится, а то что они там орудуют клювами у него с голодом не увязывается. К тому же они так и норовят отвесить ему подзатыльников и колотушек.

Насыпал ему зерносмеси - подлетела соседняя голубка: с аппетитом клюет, а он набычился и наблюдает без тени интереса или понимания. Клюв птенцовый.
Насыпал ему зерносмеси - подлетела соседняя голубка: с аппетитом клюет, а он набычился и наблюдает без тени интереса или понимания. Клюв птенцовый.

Придется продолжать. Хотя на меня у него уже выработался стойкий условный рефлекс (все предыдущие упоминавшиеся рефлексы были, ясен пень, безусловными): он меня боится и ненавидит.

Это непонятная для меня и довольно индивидуальная ситуация. У меня был коллега по Ботаническому саду, очень любивший голубей. И ему тоже доводилось выкармливать подобных недоросших птенцов. Так эти птенцы, как подрастали, любили его, как Бога: летели к нему, едва завидев, а долетев – уже с него не слезали. И агрессивно ревновали к другим птицам.

Ну что ж. Помогая ближним, не стОит рассчитывать на обязательную благодарность и любовь. Собственно, помощь на то и помощь, что бескорыстна.

В общем, помогаю голубенку, несмотря на его сопротивление и недоброжелательность. Бескорыстно. Почти.

Счастливый день наступил тоже внезапно: я насыпал корм голубям, а мой недокормыш вдруг стал усердно клевать вместе с ними. Как будто всю жизнь этим занимался.

"Мой" голубенок на снимке верхний - орудует в кормушке наряду со взрослыми. И клюв стал таким, как дОлжно быть у голубя. Тут не видно, но поверьте.
"Мой" голубенок на снимке верхний - орудует в кормушке наряду со взрослыми. И клюв стал таким, как дОлжно быть у голубя. Тут не видно, но поверьте.

Великая сила Рефлекса. Безусловного.

К великому моему облегчению.