Найти в Дзене
Даниил Федотов

Почему российские истребители манёвреннее, но не всегда выигрывают?

Российские истребители часто называют одними из самых манёвренных в мире. Су-35 может крутиться буквально «на месте», МиГ-29 — выполнять фигуры, о которых пилоты F-16 только мечтают. Но если они такие хорошие, почему в реальных конфликтах не всегда побеждают? Разберёмся по порядку — просто и по-деловому. В чём фишка российской манёвренности? ОВТ — отклоняемый вектор тяги. Су-35 и некоторые другие истребители могут управлять направлением тяги двигателя. Это позволяет делать резкие развороты и удерживать самолёт в управляемом состоянии при критических углах атаки. ПГО — переднее горизонтальное оперение. Например, у Су-30. Это ещё одна «рука», которая помогает машине управляться в воздухе на низкой скорости или при нестандартных положениях. Мощная тяговооружённость. У российских машин высокая тяга на единицу веса, что позволяет быстро набирать высоту или выходить из боя. Современный воздушный бой — это не дуэль на виражах, как в фильмах. Реальность выглядит иначе: Бой идёт на расстоянии.
Оглавление

Российские истребители часто называют одними из самых манёвренных в мире. Су-35 может крутиться буквально «на месте», МиГ-29 — выполнять фигуры, о которых пилоты F-16 только мечтают. Но если они такие хорошие, почему в реальных конфликтах не всегда побеждают?

Разберёмся по порядку — просто и по-деловому.

В чём фишка российской манёвренности?

ОВТ — отклоняемый вектор тяги. Су-35 и некоторые другие истребители могут управлять направлением тяги двигателя. Это позволяет делать резкие развороты и удерживать самолёт в управляемом состоянии при критических углах атаки.

ПГО — переднее горизонтальное оперение. Например, у Су-30. Это ещё одна «рука», которая помогает машине управляться в воздухе на низкой скорости или при нестандартных положениях.

Мощная тяговооружённость. У российских машин высокая тяга на единицу веса, что позволяет быстро набирать высоту или выходить из боя.

Но в воздухе побеждает не только акробат…

Современный воздушный бой — это не дуэль на виражах, как в фильмах.

Реальность выглядит иначе:

Бой идёт на расстоянии. Ракеты с радиолокационным наведением (например, AIM-120 или Р-77) работают на десятки километров. Часто самолёты даже не видят друг друга визуально.

Решает электроника. У кого лучше радар, у кого раньше засечка цели, у кого качественнее система РЭБ — тот и выигрывает. Манёвренность в таких условиях — дело третье.

Сетецентрическая война. Кто работает в связке с другими, кто имеет координацию с наземными радарами и командными пунктами — тот получает преимущество. Это не про самолёт, а про всю систему.

Тогда зачем манёвренность вообще?

Манёвренность важна, если:

• произошёл ближний бой;

• ракеты промахнулись и началась «драка»;

• нужно избежать удара;

• самолёт ведёт нестандартный полёт (например, при перехвате, разведке, уходе от ПВО).

Россия делает ставку на живучесть, универсальность и способность действовать без спутниковой поддержки. Манёвренность — часть этой философии.

Российские истребители — это не про «выглядит красиво», а про выживание и эффективность в реальных, часто хаотичных условиях. Но побеждает не тот, кто круче крутится, а тот, кто раньше увидел, понял и ударил. Быть добру!