Найти в Дзене
Аристарх Барвихин

Основные причины трагедии 22 июня 1941 года. Часть 1

Каждый раз в трагическую дату начала Великой Отечественной войны вспыхивают жестокие споры, кто же виноват в том, что СССР оказался плохо подготовленным к нападению Гитлера. Мне бы тоже хотелось совершить попытку разобраться в причинах этой катастрофы и ответить прежде всего себе самому – а можно ли было ее избежать? Или, по крайней мере, не начать войну так неудачно? Тема «причин катастрофы 1941-го» очень и очень сложна, требует вдумчивого осмысления, учёта множества факторов. И использование этой темы для сведения политических счётов, для дежурной декларации антисталинских воззрений неизбежно приводит к фальсификациям и превращает историческую науку в инструмент пропаганды. А еще я предвижу многочисленные рассуждения некоторых о том, что вот были бы они на месте Сталина и руководства страны, они бы ого-го как себя показали, ни за что бы не растерялись и подстелили бы копну соломы в том месте, где можно было бы упасть. Давно замечено, что больше всего рассуждать о том, как управлять г
Коллаж автора.
Коллаж автора.

Каждый раз в трагическую дату начала Великой Отечественной войны вспыхивают жестокие споры, кто же виноват в том, что СССР оказался плохо подготовленным к нападению Гитлера.

Мне бы тоже хотелось совершить попытку разобраться в причинах этой катастрофы и ответить прежде всего себе самому – а можно ли было ее избежать? Или, по крайней мере, не начать войну так неудачно?

Тема «причин катастрофы 1941-го» очень и очень сложна, требует вдумчивого осмысления, учёта множества факторов. И использование этой темы для сведения политических счётов, для дежурной декларации антисталинских воззрений неизбежно приводит к фальсификациям и превращает историческую науку в инструмент пропаганды.

А еще я предвижу многочисленные рассуждения некоторых о том, что вот были бы они на месте Сталина и руководства страны, они бы ого-го как себя показали, ни за что бы не растерялись и подстелили бы копну соломы в том месте, где можно было бы упасть.

Давно замечено, что больше всего рассуждать о том, как управлять государством любят те, кто и тремя людьми руководить толком не умеет.

Я не собираюсь ковыряться в том, КТО виноват в катастрофе нашей страны персонально, я собираюсь разобраться в том – какие были ГЛАВНЫЕ причинами трагедии. И можно ли было всего этого избежать.

Поэтому предлагаю забыть об эмоциях (которые ничего не дают для понимания этих причин) и обратиться к некоторым фактам.

Скажу сразу: мне поначалу хотелось обо всем написать очень подробно, с многочисленными цифрами, выкладками и учетом всех нюансов от самых крупных до самых мелких. Но я решил так не делать, потому что за деревьями часто можно не увидеть леса.

Так что будем говорить именно о ГЛАВНОМ.

Итак, причин, повлиявших на столь трагическое для нас начало войны, по мнению многих сведущих и серьезных людей, которые в этом понимают куда больше меня, было несколько.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЕВРОПЕ

Общественно-политическая ситуация конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века была очень непростой.

Ее суть в двух словах: никогда еще в истории Европы обстановка на континенте не была столь запутанной.

Те, кто считает, что военно-политическая ситуация в Европе в 1941 году была «однозначной», глубоко ошибаются. Ибо военная машина Третьего рейха вполне могла двинуться как на Восток, так и на Запад. Ведь широко известны высказывания Гитлера о том, что прежде чем «разбираться» с СССР, необходимо «решить дела» с Британией.

А еще вот что. Военный союз Британии и Германии, направленный против СССР, был в 1941 году невозможен? А за каким же лешим тогда 10 мая этого года в Шотландии приземлился Рудольф Гесс, один из наиболее видных деятелей нацистской партии и Третьего рейха? Почему внешняя разведка НКВД фиксировала переговоры между немцами и англичанами, тайно ведущиеся в Стокгольме и Испании? Все могло тогда быть, любой сценарий был возможен. Так что Лондон, как никакая другая столица, был в тот момент заинтересован в нападении Германии на СССР – для него это было вопросом выживания.

Так что Сталин всеми силами пытался «развернуть» на Запад будущего врага. По всем возможным каналам в Берлин усиленно «сливалась» информация об укреплении РККА, военной промышленности СССР, его оборонного потенциала. Гитлера как бы заранее предупреждали: «Не лезь, обожжешься!». Дошло даже до того, что военному атташе Германии в Советском Союзе была любезно организована крайне познавательная «экскурсия» по предприятиям военно-промышленного комплекса, в том числе и тем, где выпускались танки и боевые самолеты новейших образцов. Кто-то может сказать – какая несусветная глупость! А вот и нет. Это было стремление руководства СССР предупредить потенциального: мы сильны.

Но тогда возникает вопрос – а как же решение Гитлера напасть на нашу страну? Как же план «Барбаросса», который фюреру представили еще в 1940-м? Ну, знаете ли, мало ли что ему представили… Разработка конкретных детальных планов по ведению военных действий против других государств – это как раз то, чем и положено неустанно заниматься высоким чинам из Генерального штаба любой армии мира. Любой!

Так что подобные планы в Европе в то время имелись у любой уважавшей себя страны. Причем практически – у всех против всех. Составить план вообще - это одно, а отдать приказ о наступлении – это совсем другое. И, кстати, далеко не все в политическом и военном руководстве Третьего рейха разделяли энтузиазм Гитлера по поводу «Восточной кампании». Люди с головой прекрасно понимали, что в случае затяжных военных действий с СССР Германия проиграет их совершенно неизбежно (как оно и случилось в итоге).

Так что именно авантюризм Гитлера и его самоуверенность в конечном итоге погубили Третий Рейх. И даже способность вермахта к быстрому продвижению по советской территории не помогла, скорее даже наоборот – она привела к тому, что вермахт зашел вглубь территории СССР и в дальнейшем столкнулся с проблемами снабжения и партизанской войной, которая в прошлом погубила того же Наполеона.

Ведь благодаря надежде на быструю победу в считанные месяцы немцами не было заготовлено зимнего обмундирования для армии, не было зимней смазки для оружия. Как можно воевать в России без всего этого? А ведь Гитлер собирался напасть на Россию ещё осенью 1940 года, на зиму глядя. Но начальник Генерального штаба сухопутных войск Франц Гальдер тогда его отговорил от такого безумного шага. Даже если собирались разбить СССР за три месяца, то ведь гарнизоны по новой границе германских завоеваний тоже потом не в шортах должны были сидеть. Это ведь вам не курорт!

Но ефрейтор Шикльгрубер после блистательных блицкригов на Западе намертво вбил себе в голову, что Советский Союз – это «колосс на глиняных ногах», который рухнет под первыми же ударами «победоносного Вермахта» и что война будет закончена до наступления зимы.

Ошибочка вышла.

Итак, исходя из многих факторов, Сталин и руководство СССР считали, что в данной общественно-политической и военной обстановке Германия, находясь в состоянии войны с Великобританией, сначала разобьет англичан, а уже потом нападет на СССР. Ведь надо было учитывать неудачный опыт немцев, проигравших в Первой мировой войне, где им пришлось воевать на два фронта.

Вот исходя из всего этого и не желая провоцировать Германию, Сталин оценивал получаемую руководством страны информацию.

Отсюда и маневры Сталина перед войной.

Какие же?

Еще 8 мая 1941 года ТАСС выступил с опровержением сообщений о якобы имеющей место концентрации германских войск у границ СССР. На следующий день советское правительство отказало в признании и сохранении дипломатических представительств Бельгии, Норвегии и Югославии, 12 мая Советский Союз признал правительство Рашида Али в Ираке, поддержанное немцами.

14 июня ТАСС опять в категорических выражениях отрицал наличие осложнений в советско-германских отношениях, хотя в этот же день Жуков опять убеждал Сталина привести войска в боевую готовность. «Вы предлагаете проведение мобилизации, - отвечал Сталин. - Вы представляете себе, что это означает войну?». А Молотов в унисон произнес: «Только дурак может напасть на нас».

Нет, Сталин не забыл о сути фашизма, но оттягивая время нападения Германии и борясь буквально за каждый мирный день, усиливал страну и не желая давать повода быть обвинённым германской стороной в нарушении договорённостей. Чтобы потом иметь моральное право назвать истинного агрессора и воодушевить народ на отпор вероломным захватчикам. Ведь в случае малейшего повода как то, например, открытое развёртывание войск у границы, мобилизация и т.д., СССР объявлялся агрессором, против которого выступили бы другие страны, например, Великобритания и США. Что, такого не могло произойти? Да запросто!

И еще: для Сталина вероятность войны с англичанами в то время была даже выше, чем вероятность войны с немцами. Сталин вообще хотел остаться в стороне от конфликта. Если не все время, то максимально долго постараться сыграть роль США в Первой мировой войне.

ИГРА ДЕЗИНФОРМАЦИЙ

Не будем забывать, что немецкая машина делала все, чтобы заморочить нам голову.

Вот, например, что писал Геббельс в своем дневнике 25 мая1941 г.: «Что касается России, то нам удалось организовать грандиозный поток ложных сообщений. Газетные утки не дают загранице возможности разобраться, где правда, а где ложь. Это та атмосфера, которая нам нужна».

14 июня 1941 г.: «Английские радиостанции заявляют, что сосредоточение наших войск против России - блеф, которым мы прикрываем приготовления к высадке в Англии. Такова и была цель задумки!».

15 июня 1941 г.: «Из перехваченной радиограммы… Москва приводит в боевую готовность военно-морской флот. Значит, дело там не так уж безобидно».

Кстати, эти слова Геббельса свидетельствуют: Сталин хоть и говорил, что не верит в нападение Германии на СССР, но меры принимал!

И лишь за 6 дней (!) до войны Геббельс записал следующее:

«16 июня 1941 г. Вчера… фюрер вызвал меня и разъяснил: нападение на Россию начнется примерно в течение недели… Надо и далее распространять слухи: мир с Москвой! Сталин приезжает в Берлин!».

Вот оно! День и час войны определили в Берлине меньше чем за неделю до реального вторжения. Сроки назначались и раньше, и они каждый раз сдвигались. Что снова и снова запутывало советскую разведку и усиливало недоверие к ней Сталина.

А вот запись Геббельса прямо накануне начала войны: «18 июня 1941 г. Среда. Мы настолько захлестнули мир потоком слухов, что уже и я сам с трудом ориентируюсь. Наш наиновейший трюк: мы планируем созыв большой мирной конференции с участием России».

Так что Сталин и руководство страны понимали: идёт сложнейшая международно-политическая игра. И в этой игре надо максимально оттянуть начало конфликта, чтобы полностью подготовиться, мобилизовать все ресурсы и встретить врага во всеоружии.

Но перейдем к следующему пункту нашего повествования.

РАЗВЕДДАННЫЕ И ОТСУТСТВИЕ КОНКРЕТНОЙ ДАТЫ У ГИТЛЕРА

Помните слова известной песни: «Но разведка доложила точно…».

Как и в популярной песне военных лет советская разведка работала.

И Сталин и всё руководство страны понимало, что война с Гитлером неминуема. Главный вопрос был – когда она начнется. И анализ всего происходящего накануне (включая разведданные) говорил о том, что начнется война очень скоро.

Когда сегодня кое-кто пишет о том, что «на столе Сталина пачками лежали донесения разведки», в которых был точно указан день и чуть ли не час немецкого нападения на СССР, умалчивают всего об одной вещи. О том, что на другом конце стола Вождя наверняка лежала такая же по толщине кипа агентурных сообщений и докладов, авторы которых утверждали, что никакого вторжения в ближайшее время не будет. Да и «совершенно точных» дат начала войны тоже имелось множество.

Мог ли Сталин верить каждому из полученных донесений – особенно в свете того, что половина из них противоречила одно другому? Не думаю.

Что касается разведки.

Гнев вождя обрушился на советскую разведку после того, как ее представителями (по большей части, выходцами из детища Троцкого – Коминтерна) был допущен не только ряд грубейших провалов, но и совершено немалое количество предательств. Добровольный переход на сторону противника таких асов тайной войны, как Александр Орлов, Игнациус Рейс, Вальтер Кривицкий, а заодно высокопоставленного чина НКВД Германа Люшкова, не просто убедительно показал, что в разведке далеко не все благополучно, но и нанес жесточайший удар по деятельности этой структуры. После этого ни Берия, ни Сталин, по сути дела, вообще не могли доверять никому из представителей закордонных резидентур. Не могли быть они уверены, что те уже не взяты под полный контроль и не гонят в Центр отборную «дезу». Кто за это мог бы поручиться? Да никто!

Так что весной-летом 1941 года велась сверхнапряженная война разведок, в которой в ход шли как великолепно подготовленные дезинформации, так и провокации, разного рода хитроумные комбинации, многие из которых готовились годами.

Нет, честные герои невидимого фронта делали что могли, но ведь не будем забывать, что их ошибки в дате начала войны были и объективные, ведь окончательное решение о точном времени вторжения Гитлер принял только 30 мая. А 10 июня он подтвердил свое решение о том, что нападение на Советский Союз начнется 22 июня, и подписал соответствующее распоряжение, в котором впервые письменно была зафиксирована конкретная дата нападения на СССР.

Трудно поверить, чтобы такой осторожный человек, как Сталин, игнорировал разведку, если бы она предоставила ему точную дату нападения. Но никто из разведчиков не мог заранее ее назвать. И не только потому, что Берлин запутывал в своих намерениях Москву и весь мир. Но еще и потому, что затяжные дожди в мае - июне 1941-го не давали возможность определить эту дату самому Гитлеру, который понимал, что в распутицу рассчитывать на молниеносный танковый удар через непролазную грязь не приходится.

А разведчики, конечно, работали.

Имена основных агентов теперь хорошо известны — Ильзе Штебе (псевдоним «Альта»), Курт Велкиш («АВС»), Рихард Зорге («Рамзай») и Герхард Кегель («ХВЦ» или «Х»). Впрочем, большинство из них до сих пор остаются в истории под оперативными кличками. Как оказалось после войны, сведения, поступавшие от этих источников о подготовке Германии к войне, были достоверны.

Так 18 декабря 1940 года, когда фюрер подписал план операции «Барбаросса», уже через десять дней, 29 декабря, ценнейший источник Разведуправления «Альта» сообщила в Москву о том, что «Гитлер отдал приказ о подготовке к войне с СССР». Таким образом, высшее руководство СССР было информировано о том, что в Германии принято политическое решение о войне с нашей страной.

В январе - марте 1941 года от военных разведчиков «Арнольда», «Марса», той же «Альты», а также «Доры», «Рамзая», «Софокла», «Боевого» и других в Центр поступали сведения о том, что германское руководство тайно проводит мероприятия по подготовке агрессии против СССР.

Так знал ли Сталин, когда начнется война, и почему, как говорят некоторые, пропускал мимо ушей предупреждения разведки? Вот по тем самым причинам, которые я совсем недавно указал в этой публикации.

Известно, что с 1 января по 21 июня 1941 года Центр получил 267 донесений, в которых отражалась подготовка Германии к нападению на СССР. По указанию начальника ГРУ 129 из них были доведены до сведения политического и военного руководства СССР. Военная разведка почти ежедневно докладывала Сталину, Молотову, Тимошенко, Берии.

Но даже сам Гитлер и немецкое руководство, приняв план нападения на СССР «Барбаросса» за основу, долго не могли определиться с днем начала войны. О чем я только что говорил.

На сегодня пока всё.

О других, не менее важных обстоятельствах, мы поговорим в следующий раз.

А что Вы думаете по этому поводу? Напишите пару слов в комментариях. Будет интересно почитать Ваше мнение.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

Засим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора.
Текст и фото автора.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.

Ссылки на предыдущие публикации о Сталине:

Сегодня юбилей самого знаменитого тоста И.В. Сталина «За русский народ!». И как вождь не стал изменять первую фразу

Сталин и его эпоха – это хорошо или плохо? Как оценивать Сталина и почему его популярность не падает