Найти в Дзене

Образование сейчас — это набор отдельных элементов

По мнению некоторых исследователей, «образование сейчас — это набор отдельных элементов, которые чаще всего не складываются в целое». В школах и вузах формальные цели не соответствуют реальным практикам, отчётность — реальным знаниям, а административная логика — с жизненной практикой. Преподаватель работает с перегрузками, особенно из-за ведения документов и отчетности, от него требуют формального контроля за успеваемостью, и он не может переосмыслить и перестроить свою работу. При этом учащиеся становятся носителями набора из множества знаний, предметов и требований, которые никак не связаны друг с другом, и мало соответствуют реальной жизни и практике будущей работы. Для увязки всех предметов в школе в единое целое можно использовать интегрированное обучение. Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам. На таком занятии изучают одно понятие, тему или явление. Однако при любых комбинациях материалов идея ведущего предмета остаётся основной. Этот принци

По мнению некоторых исследователей, «образование сейчас — это набор отдельных элементов, которые чаще всего не складываются в целое». В школах и вузах формальные цели не соответствуют реальным практикам, отчётность — реальным знаниям, а административная логика — с жизненной практикой.

Преподаватель работает с перегрузками, особенно из-за ведения документов и отчетности, от него требуют формального контроля за успеваемостью, и он не может переосмыслить и перестроить свою работу.

При этом учащиеся становятся носителями набора из множества знаний, предметов и требований, которые никак не связаны друг с другом, и мало соответствуют реальной жизни и практике будущей работы.

Для увязки всех предметов в школе в единое целое можно использовать интегрированное обучение.

Интегрированный урок объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам. На таком занятии изучают одно понятие, тему или явление.

Однако при любых комбинациях материалов идея ведущего предмета остаётся основной.

Этот принцип новый построения программ - интегрированный - выдвинул Дж. Дьюи.

Интеграция – это объединение в единой целое нескольких разрозненных частей, их взаимопроникновение во время подачи, связывание в одном учебном материале различных знаний из разных предметных областей.

Одной из важнейших проблем, которые решает данная методика, является снижение интереса учащихся к школьным предметам. А ведь интерес - это основа основ обучения и глубокого знания предмета.

Во многом это обусловлено и обилием учебного материала, особенно точных наук, противоречивостью взглядов в гуманитарных науках. А также тем, что детей не учат применять знания различных предметов в виде целостной системы.

А сами действующие программы и учебники плохо продуманы для общеобразовательных школ, и написаны сложным языком.

В итоге изучение этих предметов превращается в зубрежку, а дети не понимают, зачем им это нужно.

Более того, часто ученики не могут понять само задание, что от них требуется и в каком виде.

Интеграция учит совсем другому:

1. мир познается ими в многообразии и единстве, а раздробленные и разрозненные фрагменты превращаются в целое явление;

2. учащихся побуждаются к активному познанию окружающей действительности;

3. во время интегрированных уроков происходит осмысление и нахождение причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, умению сравнивать, обобщать, делать выводы.

4. развиваются коммуникативные способности, происходит развитие речи;

5. форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна, вызывает любопытство, дает больше возможностей свободного участия, в ней отсутствуют наказания.

Примеры интегрированных уроков:

1. физика - химия

2. биология - физика - окружающий мир

3. информатика - изобразительное искусство - музыка

4. математика - физика

5. математика - информатика

6. география - история

7. литература - история

Некоторые формы учебной интеграции:

На основе одинаковых тем.

На основе учебных предметов одного профиля (филология, естественнонаучные дисциплины, математика и информатика и т. д.).

На основе учебных материалов разных классов (базовая и профильная школа).

Со временем организация интегрированных уроков вышла на новый уровень — модульное обучение, при котором весь учебный материал делят на отдельные блоки-модули. Каждый из них завершается проверкой знаний. В основе такой методики — самостоятельность ученика и чёткая структурная организация знаний.

Интеграция учебных предметов позволяет учащимся видеть взаимосвязь между различными дисциплинами, что делает обучение более интересным и мотивирующим.

Обычно школьники не видят связи между школьными предметами, а в рамках интегрированного урока такое осознание приходит ко многим.

Хороший вариант интегрированного урока – это общение двух учителей-предметников, и не только между собой, а и с учениками. Им необходимо определить совместный курс изучения при интегрировании выбранных дисциплин. Такой урок требует составления плана, конспекта, или даже полноценного сценария. Один учитель берёт на себя всю ведущую роль, а второй - вспомогательную, в соответствии с позициями дисциплин.

Примерная структура такого урока:

1. вводная часть урока - ставит проблемный вопрос, требующий решения.

2. основная часть - поиск и анализ новой информации из разных разделов программы, активная дискуссия.

3. заключительная часть - творческая, способствует закреплению и запоминанию нового материала.

Все интегрируемые дисциплины должны находиться в логической связи между собой - ученик должен понимать, зачем ему изучение истории на уроке литературы (например, в какую историческую эпоху происходили описываемые события и чем они были в то время обусловлены), или физики на уроке математики (пример - строительство дома).

Интегративная система предполагает равномерное, безшовное соединение схожих тем школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается во время уроков.

За такой методикой большое будущее - благодаря ей у учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ученики могут начать сразу же применять свои знания на практике, знания носят прикладной характер.

Кроме того, и сами ученики могут принять участие в образовательном процессе, помогаю учителю, т.к. в каждом классе есть школьники, отличающиеся типом памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников в определенной степени уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, и, излагая свой взгляд вслух, он может помочь другим ученикам в обучении.

Согласно ГОСТа от 01.03.1996 интеграция - это повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования.

Интеграция - это не только усиление связей, это - изменение исходных элементов. Она означает образование новой целостности, которое обладает новыми качествами взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, обусловленных новой связью преподаваемых предметов.

Наибольшего успеха добились интегрированные уроки (обучение на основе явлений, phenomenon-based learning) в Финляндии. Они являются системной частью финской реформы образования, которая предполагает переход от обучения отдельным предметам к междисциплинарному подходу.

Цель интегрированного обучения — формирование у учеников навыков, необходимых для жизни в XXI веке:

  • критического мышления,
  • креативности,
  • умения работать в команде.

Задачи интегрированного обучения:

  • размытие границ между предметами.
  • изучение явлений (феноменов) с разных сторон, анализ их взаимосвязей.
  • связь изучаемого с реальной жизнью.

Некоторые методы интегрированного обучения в Финляндии:

  • совместная проектная деятельность. Ученики работают в группах, обсуждают материал, решают задачи и создают проекты.
  • образовательные путешествия. Например, путешествие по эпохе, где каждый из учителей реализует общую концепцию, наполняя её своим предметным содержанием.
  • использование цифровых инструментов. Ученики учатся работать с ресурсами (справочниками, интернетом) для решения учебных задач.

Некоторые примеры интегрированных уроков в Финляндии:

  • Урок английского языка с географией. Ученики объединяют сведения о погодных условиях разных стран, полученные с помощью интернета, и показывают названные страны на карте.
  • Урок по теме «Вода — удивительное вещество». Ученики работают в группах: «физики», «химики», «биологи», «технологи», «географы», «экологи».
  • Изучение профессионального курса. Например, курса для подготовки специалистов в сфере обслуживания, который включает элементы математики, экономики, навыков письма и иностранных языков.

Большинство учителей, прошедших интегрированные уроки, отмечают, что оно делает учебный процесс более осмысленным.

Сложность заключается в том, что учителям, которые привыкли к узкой специализации, часто нелегко переходить на преподавание явлений, переходящих через границы нескольких предметов. Для облегчения перехода хорошо помогает совместное преподавание и творческая атмосфера, когда несколько учителей-предметников вместе участвуют в создании учебного материала.

Отзывы учеников: "Учиться в нашем классе было весело. Если бы сразу нужно было отправиться в обычный класс, это было бы трудно. Голова устаёт."

Современная жизнь показывает, что уже в ближайшем будущем человечество столкнется с кардинальной сменой экономического и общественного уклада.

Обычный урок - прошлое, интегрированный урок - будущее, потому что обычный урок учит исполнять, а интегрированный урок учит знать, понимать и творить.

Мой ТГ канал здесь: https://t.me/prepodavatelroushanyakubov
Запись ко мне на уроки здесь:
https://planerka.app/prepodavatel-rushan-yakubov