Да, и это непривычно, даже странно. Может, не знают, какие здесь представлены раритеты…
А я продолжаю изучать историю загадочной страны, удивляющей своими традициями и ремёслами.
•Китай в 3-10 веках•
После крушения империи Хань в 220 году Китай на три с половиной столетия перестал быть единым государством, лишь ненадолго объединившись под властью Западной Цзинь (266-317).
В начале 4 века на Северный Китай обрушились кочевники, которые стали основывать свои собственные империи в долине Хуанхэ. Миллионы людей, спасаясь от войн, бежали в южные регионы, туда же переехал и цзиньский двор. Китай оказался разделен на Север и Юг, которые развивались по-разному. На Юге власть сменялась каждые несколько десятилетий. Элита стала уходить от политической неустроенности в интеллектуальную жизнь, религию и мистицизм. На Севере, напротив, завоеватели стремились упрочить собственную власть и много внимания уделяли администрированию захваченных территорий и государственной идеологии. Кочевники постепенно китаизировались, все шире прибегали к китайским методам управления и активно поощряли даосизм и буддизм.
Благодаря поддержке двора, на Севере развивалось монументальное буддийское искусство, создавались огромные пещерные храмы.
Именно сильному, централизованному Северу удалось осуществить новое объединение Китая.
В 589 году регион был подчинен империей Суй, а затем в результате военного переворота воцарилась династия Тан (618-907). Объединившись, культуры Севера и Юга дали начало самому блистательному периоду в истории Китая.
Сотни поэтов создали в эпоху Тан лучшие образцы словесности. При дворе работали блестящие художники, писавшие портреты высших сановников, сцены приёмов, пейзажи.
Никто не знает, как выглядел Конфуций (великий китайский мыслитель 6-5 века до н.э.). Представленный образ приписывается художнику эпохи Тан.
В это время окончательно сложилось характерное для Китая религиозное соединение конфуцианства, даосизма, буддизма и простонародных верований.
Танская правовая и административная системы стали образцом не только для последующих китайских династий, но и для всех государств Дальнего Востока. Появилась новая система отбора чиновников через государственные экзамены (☝️). После решения внутренних проблем были расширены границы державы, активизировалась торговля по Великому шёлковому пути. Никогда ещё Срединное государство не было так открыто всему миру, как в эпоху Тан. В Чанъани (на его месте сейчас Сиань) — столице с более чем миллионным населением — можно было встретить согдийцев, иранцев, тюрков, тибетцев, уйгуров, корейцев, которые торговали шёлком, мехами, благовониями, драгоценными металлами, диковинными фруктами, экзотическими животными.
Многое о материальной культуре танского времени рассказывают нам гробницы знати, украшавшиеся тысячами фигурок купцов, актёров, сокольничих, слуг, музыкантов, танцовщиц, воинов, вьючных животных, фантастических существ-защитников. (Тут вспомнилась удивительная Терракотовая армия в гробнице императора Ин Чжэна из династии Цинь в 3 веке до н.э.)
•Китай в 10-14 веках•
Танская административная система не была лишена изъянов. С 8 века центральная власть стала наделять все большими полномочиями цзеду-ши — генерал-губернаторов пограничных округов, которые к началу 10 века разорвали империю на несколько отдельных государств. Вновь собравшись воедино под властью династии Сун (960-1279), Китай не вернул себе прежней мощи. Теперь его окружали небольшие, но сильные государства тангутов, киданей, чжурчжэней, которых невозможно было держать в повиновении. Сунские императоры предпочитали откупаться от воинственных соседей регулярной данью, но окончательно отвести угрозу от границ не могли.
Тем не менее, несмотря на политическую нестабильность, в эпоху Сун Северный Китай продолжал развивать древние традиции и учения. Одно из них — акупунктура. Об этом крайне интересном виде лечения свидетельствует экспонат-модель «бронзового человека», являющаяся пособием для обучения врачей.
Культура Китая в 10-13 веках переживала подъём. Местные правители охотно покровительствовали поэтам и художникам, именно в это время сформировались основные жанровые и тематические направления китайской живописи.
Широкий размах приобрело собирание древней бронзы, появились первые каталоги частных коллекций, началось подражание эпохе Чжоу в прикладном искусстве.
Невиданных масштабов достигло ремесленное производство. При династии Сун началось создание резных лаков — очень трудоёмкая и дорогая работа, достигшая в последующем совершенства. Каждый слой окрашенного лака (получаемого из сока лакового дерева) долго сушили, полировали и только потом накладывали следующий. Для объёмной глубокой рельефной резьбы наносили иногда до 100-150 слоёв (!), затем подготовленную основу передавали художникам и резчикам.
Сложилась особая традиция чайной церемонии, о которой мы можем судить по керамической утвари. Продолжая оставаться центром керамического производства, в провинциях страны создавались изделия различных типов.
Керамику широко использовали в быту: наряду с сосудами всевозможных размеров и форм, а также чашами, известны и… подголовники-подушки для сна 👀
Неотъемлемой частью культуры Китая, начиная с эпохи Сун, стала ксилография. Сотни томов классической литературы, изображения литературных героев и народных божеств массово печатались с деревянных досок, появились первые в истории бумажные ассигнации.
В 1127 году чжурчжэньская империя Цзинь (1115-1234) захватила Северный Китай, а с 1210-х годов началось медленное, разрушительное монгольское завоевание. Десятилетия монгольского завоевания (1210-1270-е) нанесли Китаю огромный ущерб. Однако после его завершения государи новой империи Юань (1279-1368) показали себя рачительными хозяевами, заинтересованными в развитии своих владений.
При монголах Китай стал частью единого культурного пространства, связавшего воедино всю Евразию. Дальний Восток впервые посетили европейские путешественники, на Ближнем Востоке с восторгом был встречен новый вид керамики, производство которого расцвело в эпоху Юань, — фарфор.
Очень удивляет трёхмерная резьба по нефриту. Этот сложный камень китайцы подчинили ещё в древности, совершенствуясь в его обработке.
С середины 14 века социальная обстановка в империи Юань начала ухудшаться. Страшное наводнение 1344 года оставило без крова миллионы людей, толкнув многих на путь антиправительственной борьбы.
Справиться с восстаниями погрязшие в дворцовых интригах монгольские правители не смогли, и в 1368 году потомки Чингисхана были свергнуты с китайского престола. Что было дальше? Об этом — в следующий раз 🤗