Визуализировать литературных героинь меня сподвиг тот факт, что у некоторых из них нет зримого облика: ни в виде портретных иллюстраций, ни кинематографического воплощения. При этом существует множество литературных персонажей, которых представляли на экране и не единожды. В одних случаях воплощённый актрисой образ признаётся широкой публикой каноничным и эталонным, в других- вызывает у большинства зрителей недоумение своим несоответствием авторскому описанию, в третьих- вызывает жаркие споры. Примеров можно привести бесчисленное множество, поэтому ограничу круг прекрасными героинями русской и советской классической литературы и кинематографа, среди которых есть страстные, роковые и невероятно яркие: Элина Быстрицкая в роли Аксиньи, Анна Каренина в исполнении Татьяны Самойловой, Анфиса Козырева- Людмила Чурсина, Юлия Борисова в образе Настасьи Филипповны.
А есть героини внешне хрупкие и воздушные, романтичные и возвышенные. На долю многих из них также выпало много тревог, горестей и страстей, и оказалось, что нежные и трепетные дамы способны выстоять в вихре невзгод, сохранив нравственную чистоту и свои жизненные принципы. Может быть, это относится не ко всем героиням данной подборки, здесь главное, что их объединяет- очаровательная и утончённая внешность, "чистейшей прелести чистейший образец".
Сёстры Булавины - героини романа Алексея Толстого "Хождение по мукам".
Считается, что прототипами для Даши и Кати Булавиных послужили сестры Наталья и Надежда Крандиевские. Наталья была талантливой поэтессой и на протяжении 20 лет- супругой А. Н. Толстого. Надежда - известный скульптор, ее муж Петр Файдыш послужил автору прототипом Ивана Телегина.
Но если с прототипом Кати сомнений нет- сам автор писал: "Катя — это все Наталья Васильевна", то по поводу прототипа Даши мнения расходятся. Некоторые исследователи считают её прототипом... Наталью Крандиевскую, основывая своё мнение на более поздних высказываниях писателя о том, что для создания обеих сестер "ему понадобилась одна лишь Наташа" и что он "обставил самого Льва Толстого: тот из двух женщин (Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны) слепил одну Наташу Ростову, а я из одной Натальи Васильевны – двух: Катю и Дашу из "Хождения по мукам"
Внешность старшей сестры Булавиной- Екатерины Дмитриевны в романе описана мелкими штрихами, фразами разбросанными по всему тексту. В начале романа: "утомленная, печальная и красивая", "красивые руки и плечи напудрены, волосы причесаны пышной короной", говорит "низким, грудным, всегда таким очаровательно милым голосом". Позже- "худенькое лицо с большими, грустными глазами, с волосами, причесанными просто - назад, узлом,- нежное, милое лицо", "серые, прекрасные глаза Кати, говорившие: рада, рада, рада…" По словам Вадима Петровича Рощина- "ангел небесный".
Младшая сестра Даша, как и старшая,- сероглазая красавица, "цветущий миндаль" ("щеки у нее действительно были румяные, и ничем этот проклятый миндальный цвет согнать было нельзя"). "Эта девушка с нежной, нежно-розовой кожей, в черном суконном платье, с высоко поднятыми пепельными волосами и надменным детским ртом", "глаза ее... были потрясающе прекрасны: серые, большие, холодноватые... в них от света блестели зеленые точки".
В каждой из трёх существующих экранизаций режиссёры представили эти черты по-своему. Ясные, чистые и цельные героини трех полнометражных фильмов Г. Рошаля, снятых в конце 50-х годов XX века,- аристократичная Руфина Нифонтова в роли Кати и действительно миндально-румяная Даша Нины Веселовской.
Режиссёр третьей экранизации "Хождения по мукам" 2017 года К. Худяков увидел сестёр Булавиных такими:
Но сегодня я предлагаю полюбоваться на воплощения этих героинь в многосерийном телевизионном фильме 1977 года (режиссер В. Ордынский).
Очаровательные, невыразимо прелестные, "дыша духами и туманами" или морозной свежестью Катя- Светлана Пенкина
и Даша- Ирина Алферова.
И вместе- концентрация неземной красоты и нежности.
Продолжение следует...
Продолжение здесь: