Якутский кинематограф не стоит на месте и продолжает удивлять и радовать своих поклонников. В российские кинотеатры вплывает «Белый пароход» — самый необычный и поэтичный фильм лета, снятый якутской писательницей Ингой Шепелевой. По этому случаю сделали подборку из новых якутских фильмов, для тех, кто уже посмотрел «Айту», «Молодость» и «Не хороните меня без Ивана» и хочет еще. Там, где танцуют стерхи (2024)
Существует якутское поверье, согласно которому человек, увидевший танец стерхов, будет счастливым. Героем картины Михаила Лукачевского становится мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Его мать умерла при родах брата, и отец рассказывает, чтобы успокоить сына, что та превратилась в белого журавля — стерха. Ваня хочет увидеть птицу, но это не так-то просто, ведь их на земле осталось мало и они не подпускают близко людей. Будучи в тяжелом физическом и душевном состоянии, храбрый Ваня, тем не менее, не сдается. Он верит, что не только однажды увидит стерха, но и сможет ходить. Пронизанный светом надежды фильм снят с особой нежностью и лиризмом по сценарию, основанному на автобиографической повести Ивана Дьячковского «Бег за радугой», его действие происходит в 1970-е годы. Картина отличается прекрасной операторской работой, слаженностью актерского состава и особенно выдающейся ролью Михаила Слепцова. Фильм стал хитом местного проката, заняв второе место по сборам среди якутских кинокартин за всю историю, завоевал Гран-при VIII Арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон», а десятилетний Михаил Слепцов получил спецприз за лучшую мужскую роль. Белый пароход (2025)
В музыкальную школу Республики Саха из Москвы направляют безымянного директора (Александр Кошкидько), который должен реформировать учебное заведение: вымести социалистические пережитки с парохода современности и помочь стране, каждому ее уголку зазвучать по-новому. Неожиданной преградой для его вроде бы благих намерений оказывается песня из советской комедии «Опекун». Детский хор под руководством строгой учительницы Марты Григорьевны (Элла Соколова) исполняет «Белый пароход» — других композиций она не признает уже 20 лет. Когда столичный пришелец решит прибегнуть к административной силе, женщина обратится к мистической. Дебютный полный метр Инги Шепелевой погружает в сновидческое, отчасти кафкианское пространство местного уклада. Синопсис обещает любовную драму между якутской хормейстеркой и русским директором-чужаком, не то чтобы вводит в заблуждение, но слегка торопит, упрощает события. Многообразие нарративов: от мифических и житейских до романтических и (отчасти) исторических перекликается с живописью, уникальной вокальной традицией и обязательными для якутских фильмов (и земель) деревьями, с повязанными на ветвях ленточками. Обрастает смыслами и отчетливо колониальная — для саха вообще и Марты Григорьевны в частности — махина парохода. Может статься, что он воплощает не только перевертыш «белого спасителя», но и сложную конструкцию боли и надежды, фантазий и травм, подобно алым парусам из повести Александра Грина. «Белый пароход» в кинотеатрах с 19 июня.