Найти в Дзене
Культовая История

Древнегреческие и древнеримские банные традиции

Оглавление

«Бани, вино и секс губят наши тела; но бани, вино и секс составляют саму жизнь».

— Надгробие Тиберия Клавдия Секунда из Эфеса, торговца рабами

Греки

Самые ранние археологические находки в Европе, связанные с банными обычаями, датируются Бронзовым веком (2400–800 гг. до н.э.). В дворцах Кносса и Феста на Крите, принадлежавших населению Эгейской минойской цивилизации, найдены следы помещений, предназначенных специально для омовений. Алабастровые ванны, раскопанные в Акротири (на острове Санторини), а также умывальники и ёмкости для мытья ног показывают, как жители минойской цивилизации заботились о личной гигиене.

Ванна из дворца Нестора в Пилосе, около 1300 года до н.э.
Ванна из дворца Нестора в Пилосе, около 1300 года до н.э.

Континентальные греки также ценили целебные свойства воды. У Гомера и Гесиода герои нередко принимают ванну — это жест гостеприимства. (Несчастный Агамемнон был убит именно во время приветственной бани после возвращения из Трои. Одиссей принял последнюю ванну перед отъездом с острова Калипсо.)

Греки довольно рано поняли, что вода может приносить пользу и удовольствие. Первые банные сооружения они строили рядом с природными горячими источниками. Позже, примерно в VI веке до н.э., они начали возводить общественные бани в городах.

Такие банные помещения обычно размещались рядом с палестрами и гимнасиями — местами для занятий спортом и играми.

Они строились на открытом воздухе и представляли собой приподнятые бассейны с холодной водой. Судя по изображениям на вазах, помимо бассейнов, греки пользовались и другими приспособлениями — чем-то вроде душей и тазиков для мытья ног.

Женщины принимают душ. Изображение на вазе из "Bilder antiken lebens", ред. Теодор Панофка, стр. 18, 9
Женщины принимают душ. Изображение на вазе из "Bilder antiken lebens", ред. Теодор Панофка, стр. 18, 9

Греки применяли как тёплую, так и холодную воду. Согласно гомеровскому эпосу, сначала использовалась холодная вода, затем горячая — в отличие от римлян, которые, как правило, начинали с горячей, а затем переходили к холодной.

Древние источники утверждают, что банями пользовались представители обоих полов. После омовений греки, особенно из высших слоёв, натирали тело маслом, чтобы смягчить кожу.

Плутарх упоминает как общественные, так и частные бани в Древней Греции. За пользование общественными банями взыскивалась небольшая плата. В одной из надписей из Андании установлена стоимость в 2 халкоя — это четверть оболуса.

Римляне

Когда иностранцы спрашивали у римского императора, почему он моется каждый день, тот, как говорят, отвечал:

«Потому что у меня нет времени мыться дважды в день».

Указатель общественной бани. Синий мозаичный текст в музее Сбараты гласит: «SALVOM LAVISSE» — «Омовение полезно для здоровья».
Указатель общественной бани. Синий мозаичный текст в музее Сбараты гласит: «SALVOM LAVISSE» — «Омовение полезно для здоровья».

Римляне возвели банную культуру на новый уровень. Они первыми создали масштабные спа-комплексы, рассчитанные на сотни посетителей ежедневно. Небольшие, часто частные банные здания назывались балнеа (от греч. баланеион — "баня"). Крупные императорские комплексы назывались термы (от греч. термос — «горячий»).

Хотя богатые люди имели собственные бани дома, они всё равно предпочитали ходить в общественные. Посещение бань считалось социальным мероприятием — в современном мире трудно найти аналог такой формы общения. (Подробнее об этом — в разделе о термах Каракаллы.)

О популярности бань можно судить по тому, что уже в 33 году до н.э. в одном только Риме было 170 бань (общественных и частных). К концу IV века н.э. в Вечном городе насчитывалось 11 крупных общественных (вместимостью 2–3 тысячи человек в день!) и 926 частных бань.

Как устроены были римские бани?

-4

Римский архитектор Витрувий (I век до н.э.) в своём труде "De Architectura" описал устройство римских бань. Обычно это было здание, окружённое садами, дорожками, палестрами (спортивными площадками) и лавками.

Основной вход назывался аподитерий (от греч. ἀποδύω — «раздеваться»). Это была большая раздевалка с нишами или полками, где посетители оставляли одежду. Вдоль стен стояли скамьи, чтобы было удобно раздеваться. Источники упоминают, что помещение это было не очень безопасным — карманники шастали повсюду. Поэтому разумнее было привести с собой раба или нанять прислужника, чтобы тот присматривал за вещами во время омовений.

Раздевшись, каждый гражданин Рима сам решал, в каком порядке пользоваться банными процедурами. Некоторые начинали с упражнений в палестре. Другие направлялись в тепидарий (от лат. tepidus — «тёплый») — комнату с подогретыми полами и стенами. Тепло расслабляло тело и готовило его к следующим процедурам.

Затем человек заходил в кальдарий (от лат. caleo — «быть горячим») — очень жаркое и парное помещение, находившееся ближе всего к печи (гипокаусту) — системе отопления, изобретённой римлянами. Там находилась большая ванна или маленький бассейн с горячей водой. Рядом стояла ёмкость с холодной водой (лабрум) — чтобы можно было облить голову.

В одном из углов кальдария, вблизи жаровни, находились лаконии или судатории — сухие парилки без воды, по сути — сауна. Их главной задачей было вызвать обильное потоотделение. По словам историка Диона Кассия (II–III вв. н.э.), первую лаконию в Риме ввёл Марк Випсаний Агриппа — правая рука императора Августа, при строительстве терм к югу от Пантеона. Свое название она получила от лакедемонян (спартанцев), которые, как говорили, признавали только такой тип банных процедур.

После самой горячей комнаты посетитель мог немного остыть в тепидарии, а затем перейти в фригидарий (от лат. frigeo — «быть холодным») — зал с большим бассейном, наполненным холодной водой, предназначенным для обливания и плавания. Вода в бассейн поступала через слив, а затем использовалась для смыва в туалетах (латринах), которые часто имели мраморные сидения над неглубоким каналом с проточной водой — прообраз современных унитазов.

Как римляне пользовались банями?

Все банные комплексы в Риме, как частные, так и общественные, работали по платному принципу. Плата была символической и доступной практически для всех. В некоторые дни богатые граждане оплачивали вход для всех желающих — как часть своей политической кампании по завоеванию популярности, превращая бани в доступное удовольствие для всего города.

Женщины платили больше, чем мужчины. Кроме того, им было позволено пользоваться банями либо в отдельной (меньшей!) части комплекса, либо в другое время. Обычно время для женщин отводилось с раннего утра до полудня (примерно до 13:00), а с 14:00 и до вечера — время было мужским.

Банями пользовались по-разному, в зависимости от вкусов и нужд. Между процедурами люди могли сделать массаж (в специальных комнатах), прогуляться, заняться упражнениями, перекусить или выпить. Поскольку мыло в Риме не использовалось, вместо него римляне втирали в кожу масло, а затем соскребали грязь специальным инструментом — стригилем.

Стригиль — римский инструмент для очистки тела от масла и грязи
Стригиль — римский инструмент для очистки тела от масла и грязи