Найти в Дзене

Единорог и верблюд в пустыне: завершена реставрация иконы XVII века

Реставрация иконы второй половины XVII века «Пророк Иоанн Предтеча в пустыне» завершилась в Музее имени Андрея Рублева. Произведение поступило в собрание в 1974 году в результате закупки у частного лица. Образ имел поздний оклад второй половины XIX века - рамка, закрывавшая поля, крепилась гвоздями. Крупные утраты древесины и левкаса до доски, а также грубые поновительские вставки искажали облик древней иконы. Современные работы по реставрации иконы длились год, в течение которого был укреплен авторский грунт и красочный слой, удалены старые гвозди, восполнены утраты древесины. Особое внимание было уделено раскрытию оригинальной живописи: на полях иконы обнаружили два слоя поздних записей — черную краску и красную охру. После удаления их на верхнем поле открылся фрагмент первоначального слоя с авторским колоритом — светлая охра с частично сохранившейся надписью (МР ƟƔ). Кроме того, живопись иконы в среднике была раскрыта от поздних наслоений и записей, заменена старая вставка левкаса н

Реставрация иконы второй половины XVII века «Пророк Иоанн Предтеча в пустыне» завершилась в Музее имени Андрея Рублева. Произведение поступило в собрание в 1974 году в результате закупки у частного лица. Образ имел поздний оклад второй половины XIX века - рамка, закрывавшая поля, крепилась гвоздями. Крупные утраты древесины и левкаса до доски, а также грубые поновительские вставки искажали облик древней иконы.

Икона до реставрации. СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ. Вторая половина XVII века. Центральная Россия. Дерево, темпера. 31 × 27 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева
Икона до реставрации. СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ. Вторая половина XVII века. Центральная Россия. Дерево, темпера. 31 × 27 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Современные работы по реставрации иконы длились год, в течение которого был укреплен авторский грунт и красочный слой, удалены старые гвозди, восполнены утраты древесины. Особое внимание было уделено раскрытию оригинальной живописи: на полях иконы обнаружили два слоя поздних записей — черную краску и красную охру. После удаления их на верхнем поле открылся фрагмент первоначального слоя с авторским колоритом — светлая охра с частично сохранившейся надписью (МР ƟƔ).

Икона в процессе реставрации. СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ. Вторая половина XVII века. Центральная Россия. Дерево, темпера. 31 × 27 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева
Икона в процессе реставрации. СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ. Вторая половина XVII века. Центральная Россия. Дерево, темпера. 31 × 27 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Кроме того, живопись иконы в среднике была раскрыта от поздних наслоений и записей, заменена старая вставка левкаса на месте ожога, которая прежде плохо держалась из-за неочищенной обугленной древесины. Завершающим этапом стали восполнение утрат левкаса, тонировки (без реконструкции живописи) и нанесение нового защитного покрытия.

СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ. Вторая половина XVII века. Центральная Россия. 
Дерево, темпера. 31 × 27 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева
СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА В ПУСТЫНЕ. Вторая половина XVII века. Центральная Россия. Дерево, темпера. 31 × 27 см. Собрание Музея им. Андрея Рублева

Икона была отреставрирована в мастерской музея художником-реставратором Зоей Мазановой. В результате работ были остановлены деформационные процессы, памятник стабилен и готов к экспонированию. Он отличается тонким колоритом, построенным на сочетании теплых оттенков, и великолепным пейзажем.

Деталь иконы
Деталь иконы

Святой пророк Иоанн Предтеча представлен в молении Богоматери и Младенцу Христу в пустыне в окружении диких зверей. Появление этого сюжета в русской иконописи связано с эпохой Иоанна IV Грозного, для которой было характерно особое почитание пророка как небесного покровителя царя и появление многочисленных новых иконографических изводов. В подробном изображении фауны соединялись интерес русских художников к тварному миру и осмысление символов и аллегорий, присущих животным и фантастическим существам, таким, как единороги, в христианском искусстве. Кроме того, "пустыня", населенная самыми разными животными, символически уподоблялась райскому саду, в котором "волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе", как об этом говорится в книге пророка Исайи (Ис. 11,6).

О работе реставраторов Музея им. Андрея Рублева и других памятниках из его собрания, обретающих новую жизнь, а также научных открытиях, читайте на сайте Музея имени Андрея Рублева.

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!