Найти в Дзене
Неизвестный Туран

Выезд из Хивы через ворота Кош-Дарваза и дорога на Ургенч

Интереснейший архитектурный комплекс хивинского барокко начала ХХ века, расположенный у ворот Кош-Дарваза Хивы, сооруженный тщаниями неуемного главного визиря Ислам-Хаджи; неожиданное посвящение цесаревичу Алексею; место штурма Хивы русскими войсками 28-29 мая 1873 года; дорога в Ургенч и приключения там - про все про это читайте в очередной части моего повествования о путешествии по Центральной Азии. Я заметил, что путешественники часто спрашивают в тырнетах: каким маршрутом лучше ехать из Хивы в Бухару? Вариантов здесь два, если не принимать во внимание бросок через пустыню на Учкудук и с него по шоссе уже на Бухару, этой дорогой летом можно и не выжить, не шучу. Делюсь своими соображениями об общедоступных маршрутах, ибо я проехал и тем и другим путем со своими плюсами и минусами. Самый быстрый маршрут Хива-Ургенч и далее по отличному китайскому автобану правого берега Амударьи до Бухарского ханства, но он на 30 км длиннее. Местные его не любят из-за блок-постов и однозначно будут с

Интереснейший архитектурный комплекс хивинского барокко начала ХХ века, расположенный у ворот Кош-Дарваза Хивы, сооруженный тщаниями неуемного главного визиря Ислам-Хаджи; неожиданное посвящение цесаревичу Алексею; место штурма Хивы русскими войсками 28-29 мая 1873 года; дорога в Ургенч и приключения там - про все про это читайте в очередной части моего повествования о путешествии по Центральной Азии.

Я заметил, что путешественники часто спрашивают в тырнетах: каким маршрутом лучше ехать из Хивы в Бухару? Вариантов здесь два, если не принимать во внимание бросок через пустыню на Учкудук и с него по шоссе уже на Бухару, этой дорогой летом можно и не выжить, не шучу. Делюсь своими соображениями об общедоступных маршрутах, ибо я проехал и тем и другим путем со своими плюсами и минусами.

Больница 1912 года имени цесаревича Алексея
Больница 1912 года имени цесаревича Алексея

Самый быстрый маршрут Хива-Ургенч и далее по отличному китайскому автобану правого берега Амударьи до Бухарского ханства, но он на 30 км длиннее. Местные его не любят из-за блок-постов и однозначно будут советовать ехать по левому берегу через Хазарасп, - типа так короче и меньше горючего потратишь. Но короче это не значит быстрее и лучше, готовьтесь тащиться 90 км по разбитому асфальту и сплошному населенному пункту из кишлаков, махалей и поселков. Из плюсов этого пути - возможность посетить дачу хивинского хана Чадра Хаули (очень советую) и различные мусульманские святыни, которых так много, что можно не успеть в Бухару. Крепости тут тоже есть в избытке, например, прямо в центре Хазараспа, некогда соперничавшего с Хивой, но я там не был по причине нехватки времени. А вот в Чадра-Хаули специально съездил из Хивы, так что логично было выбрать вариант через Ургенч. На обратном пути с Сары-Кыз мы поехали короткой дорогой, которая нам сильно не понравилась и нам опять было не до крепостей, на жаре свыше 40 градусов Цельсия при маленькой скорости кондей у Нивы не работает.

Итак, вернемся к нашим баранам. Полностью маршрут Хива-Ургенч-Бухара я описал в отдельном репортаже, выбросив из него самое начало на отрезке Хива-Ургенч и приключения в Ургенче. Сейчас мы с вами восполним этот пробел.

С выездом из Хивы на Бухару я припозднился и стартовал где-то около 9 утра. Собрав вещи, позавтракал и, загрузившись в машину, двинулся в путь. Как я уже писал, в Хиве я жил в махале в самом центре рядом с Ичан-Калой. Мне повезло снять комнату для своих по демпинговым ценам в самый разгар туристического сезона. Когда туристы платили по 50 баксов за матрас на полу в келье медресе или за обычный ничем непримечательный номер гостиницы, я платил сущие копейки. Подробности о том как снять жилье на пике сезона в Хиве за недорого читайте в моем репортаже здесь:

Прощаюсь с гостеприимной хозяйкой в махале у стен Ичан-Калы
Прощаюсь с гостеприимной хозяйкой в махале у стен Ичан-Калы

Первым делом заехал к главным туристическим воротам Ичан-Калы Ота-Дарваза и поменял деньги в обменнике в медресе Мухамада Амин-хана. Мне нравилось там менять, тем более, когда знаешь как без проблем въехать на территорию и спрятать машину в тени.

Да и курс обмена там божеский
Да и курс обмена там божеский
Прямого проезда мимо ворот Ота-Дарваза нет и мне пришлось заложить крюк по махалю к выезду из города
Прямого проезда мимо ворот Ота-Дарваза нет и мне пришлось заложить крюк по махалю к выезду из города

Странная Академия
По улице Марказ (Центральной) следую на выезд из города в сторону Ургенча и проезжаю административный центр города. По левую руку расположена современная гостиница (там мне по приезду предложили ночлег за 50 баксов), сквер, хокимият и советская гостиница. По правую - так называемая Академия Мамуна. Само название меня оттолкнуло, я решил, что здесь собираются какие-то сектанты. А между тем это реальная Академия, в советское время Музей истории Хорезма.
Собственно Академия хорезмшаха Мамуна была основана в XI веке в городе Гургандж (ныне Кене-Ургенч) и стала признанным средневековым научным центром Хорезма, где работали такие ученые как аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Ирак и многие другие. По легенде, когда пришли монголы и уничтожили уже почти весь город Гургандж, 40 тыс. мулл взмолились Аллаху о спасении, в результате чего Дворец-ученых вместе с учеными и муллами перевернулся и ушел под землю. Ныне это место называется городище Кырк-Молла и находится на территории Кене-Ургенча в Туркменистане.

Академия Мамуна в Хиве - бывший Музей истории Хорезма. Фото: Яндекс-карты
Академия Мамуна в Хиве - бывший Музей истории Хорезма. Фото: Яндекс-карты

Здание Музея истории Хорезма было построено не позднее 1983 года по проекту архитектора С.Сутягина в стиле конструктивизма с национальными особенностями. Музей безбедно существовал, как только безбедно может существовать музей, до 1990-х годов. Пока по решению Президента Узбекистана в здании музея 17 ноября 1997 года не была основана современная Хорезмская академия Мамуна. Это несколько удивительно, т.к. Хива это не Туркменистан. С тех пор Академия сильно продвинулась на ниве развития науки. В здании имеется четыре лаборатории оснащенные современными научно-исследовательскими приборами, а также совместно с Ургенчским Государственным Университетом на базе Академии созданы филиалы 7 кафедр. За время работы Академии создан каталог архивных документов Хивинских ханов, включающая 460 сборников, издана монография "Архитектурные памятники Хивы и их техническое состояние", создано программное обеспечение "Архитектурные памятники Ичан-Калы" для ЭВМ, выведены два сорта хлопчатника “Ният” и “Хурма” акклиматизированные для Хорезмской области. На базе Академии проходят летнюю практику студенты по направлениям биология, химия, почвоведение и агрономия, а также докторанты по специальностям физиология растений, неорганическая химия проводят анализ синтезированных веществ и изучают растения. Источник
А что музей спросите вы? А музей сжался до размеров нескольких помещений второго этажа. Жалею, что я его не посетил.

Здания, построенные главным визирем, который хотел сделать Хиву лучше
Следующим зданием, если двигаться на выезд, аккурат рядом с Академией Мамуна, будут северные ворота Кош-Дарваза (двойные) внешнего крепостного обвода Хивы - Дишан-Кала (Внешний город) на выезде по старой дороге в Новый Ургенч. К сожалению, мне не удалось пешком пройти весь 5,7 периметр внешних стен, да и до ворот прогуляться и детально их поснимать за время прогулок по Хиве не получилось, поэтому будут только кадры исторические и "из окна вагона", между тем ворота и окружающие здания по своему примечательны и являются свидетелями попытки неудачной модернизации Хивинского ханства на закате его истории.

Ворота Кош-Дарваза крепости Дишан-Кала, вид с юга
Ворота Кош-Дарваза крепости Дишан-Кала, вид с юга

Ворота Кош-Дарваза крепости Дишан-Кала. Справа за обрезом кадра здание бывшего музея истории Хивы, слева советская гостиница, после нее хокимият. Оба здания составляли единый ансамбль и построены по проекту  С.Сутягина в начале 1980-х гг. Обратите внимание как при СССР выдерживалась высотность зданий, а шоссе пробили через стену Дишан-Кала, сохранив ворота.

Ворота Кош-Дарваза были построены в 1912 (?) году и представляют собой любопытный пример поздней крепостной, а по суди уже гражданской, архитектуры Хивинского ханства. Время их строительства, а так же всего квартала за ними с внешней стороны стены, приходится на время правления главного визиря (премьер-министра) государства Хорезм (Хивинского ханства) сеида Ислам-Ходжи, активно проводящего политику модернизации ханства при Асфандияр-хане, отдавшего в 1914 году приказ на убийство своего слишком умного и амбициозного визиря. Наиболее известными постройками времен правления неуемного визиря являются медресе Ислам-Ходжи и одноименного минарета высотой 44,6 метров в Ичан-Кале, который стал самым высоким минаретом не только Хивы, но и всего Хивинского ханства. Кроме того он построил на свои средства хлопкоочистительный завод, первую в ханстве электростанцию, больницу, аптеку, почту, телеграф и светские школы джадидизма, а также русскую школу. С некоторыми из этих зданий мы сегодня с вами познакомимся.

Ворота Кош-Дарваза, вид с юга
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга

Я не владею информацией по какой причине Ислам-Ходжа решил построить эти городские ворота, когда прямой надобности в их появлении не было. Крепость уже полвека тому назад утратила какое-либо оборонительное значение и постепенно разваливалась. Скорее всего причины здесь были чисто эстетические - каким-то образом завершить ансамбль застройки улицы за пределами крепостного обвода и провести визуальную границу между регулярной планировкой нового города и глинобитными хибарками махалей Дишан-Калы, а так же обустроить парадный въезд в город со стороны Нового Ургенча.

Место боя 28-29 мая 1873 года
И еще один момент. Как известно, 28-29 мая 1873 года солдаты Оренбургского и Мангышлакского отрядов Хивинского похода русской армии (а мы ведь двигаемся по его следам) ворвались в Хиву через Шах-Абадские ворота, переправившись перед этим через канал Палван и захватив неприятельскую батарею. Именно здесь отличился полковник, будущий известный генерал, М.Д.Скобелев, а генерал Веревкин получил ранение. Возникает вопрос, а не построены ли новые ворота на месте Шах-Абадских? Точного ответа на него я не нашел, но ряд моментов указывает на то, что это было именно так (Ургенчские ворота находились восточнее, а Шах-Абадская дорога проходила по оси нынешней улицы Марказ) и боевые действия происходили именно на той территории, где я чуть позже припаркуюсь у стен Хивинской больницы 1912 года постройки и современного моста через канал Палван.

Схема штурма Хивы 28 мая, север внизу. Источник: Саранчев Е.С., 1874
Схема штурма Хивы 28 мая, север внизу. Источник: Саранчев Е.С., 1874

Ворота Кош-Дарваза представляют собой многокамерное, пространственно-раскрытое в проезжей части сооружение, ориентированное фасадами на юг и на север. В плане ворота прямоугольны, асимметричной композиции, с замкнутыми помещениями по сторонам от двойной проезжей части, устроенной как квадратное пространство, перекрытое четырьмя куполами, опирающимися на центральный столб. Стрельчатые арки широко раскрыты: в два пролета — на проходящую под ними проезжую дорогу снаружи и в два пролета — внутри, свободно сообщаясь между собой.

Ворота Кош-Дарваза, вид с юго-запада
Ворота Кош-Дарваза, вид с юго-запада

По фасаду проезды фланкированы мощными башнями, соединенными поверху сквозной аркатурой — реваком с зубцами-кунгра поверху между голубыми куполками угловых башен. Композиция главных фасадов идентична; фасады боковых превратных помещений глухие и архитектурно не разработаны. Помещения различны: западное вытянуто вдоль торца ворот, сообщается с проездом дверными проемами и имеет самостоятельные выходы на главные фасады. В восточном крыле помещены две прямоугольные комнаты, соединенные с проезжей частью, с боковыми и главными фасадами — дверьми. Входы в помещения, которые могли служить караульными, судом, таможней,— с главных фасадов оформлены западающими стрельчатыми нишами. Купольные отсеки проезжей части перекрыты одинарными сфероконическими куполами на ложно сферических парусах. В боковых помещениях устроены плоские балочные перекрытия. Главные фасады ворот декорированы горизонтальными поясами кирпичной мозаики на башнях и поверху ревака. Куполки, венчающие башни, облицованы голубыми изразцами. Интерьеры оштукатурены и побелены. Размеры: общие — 25,0х17,0 м; высота — 9,45 м; пролет арок проезжей части — 4,2 м. Источник Вики

Интересно, что главный визирь Ислам-Ходжа способствовал развитию в Хорезме фотографии и кино. При нем был снят первый в истории Хорезма да и всей Центральной Азии документальный фильм. Но почему-то я не нашел ранних фотографий ворот Кош-Дарваза, а вот более поздние встречаются. По ним можно проследить как меняли ворота свой облик и как менялась окружающая их застройка. Я выбрал для вас лучшие фото.

Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1925-1938 гг. Фото: Худайберген Диванов, того самого, которого поддерживал в свое время главный визирь Ислам-Ходжа. Может быть дата фото намного более ранняя? Похоже, что полотнищ ворот так никогда и не появилось или их уже сняли за ненадобностью
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1925-1938 гг. Фото: Худайберген Диванов, того самого, которого поддерживал в свое время главный визирь Ислам-Ходжа. Может быть дата фото намного более ранняя? Похоже, что полотнищ ворот так никогда и не появилось или их уже сняли за ненадобностью
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1957 году. Зодчество Узбекистана. Ташкент, 1959. Спустя 45 лет после постройки ворота дали трещину и некоторые зубцы поотваливались, хибарки снесены и появилось какое-то подобие твердого покрытия проезжей части
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1957 году. Зодчество Узбекистана. Ташкент, 1959. Спустя 45 лет после постройки ворота дали трещину и некоторые зубцы поотваливались, хибарки снесены и появилось какое-то подобие твердого покрытия проезжей части
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга-запада  в 1966 году. Фото: В. и Л. Сокирко
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга-запада в 1966 году. Фото: В. и Л. Сокирко
Ворота Кош-Дарваза и ЗИЛ-130, вид с юга в 1967-1968 гг. Фото: В.А.Отливанчик
Ворота Кош-Дарваза и ЗИЛ-130, вид с юга в 1967-1968 гг. Фото: В.А.Отливанчик
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1968-1969 гг. Фото: В.А.Отливанчик. Появились грузовики, а арбы так и не изменились. В домике справа от ворот что-то происходит. Магазин?
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1968-1969 гг. Фото: В.А.Отливанчик. Появились грузовики, а арбы так и не изменились. В домике справа от ворот что-то происходит. Магазин?
Ворота Кош-Дарваза и "Волга", вид с юга в 1969-1970 гг. Набор из 12 открыток "Архитектурные памятники Хивы". Изд. "Прогресс", 1970. Фото явно постановочное, т.к. есть варианты. Ворота отреставрированы.
Ворота Кош-Дарваза и "Волга", вид с юга в 1969-1970 гг. Набор из 12 открыток "Архитектурные памятники Хивы". Изд. "Прогресс", 1970. Фото явно постановочное, т.к. есть варианты. Ворота отреставрированы.
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1979 году. Набор открыток "Хива", Ташкент, 1979. Домик справа все еще жив, а вот стена разрушена.
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1979 году. Набор открыток "Хива", Ташкент, 1979. Домик справа все еще жив, а вот стена разрушена.
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1979 году. Захидов П.Ш. Путеводитель Хива, 1980. Кажется появился первый асфальт
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1979 году. Захидов П.Ш. Путеводитель Хива, 1980. Кажется появился первый асфальт
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1980-1981 годы. Меньковская Л. Хива. Ташкент, 1982. Домик справа снесен
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1980-1981 годы. Меньковская Л. Хива. Ташкент, 1982. Домик справа снесен
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1984 году. Фото: В. и Л. Сокирко. Все постройки с внутренней стороны ворот снесены, проезжую часть переместили к западу в обход ворот, а справа виднеется угол Музея истории Хивы
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1984 году. Фото: В. и Л. Сокирко. Все постройки с внутренней стороны ворот снесены, проезжую часть переместили к западу в обход ворот, а справа виднеется угол Музея истории Хивы
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1984-1985 гг. По древним городам Узбекистана, 1988
Ворота Кош-Дарваза, вид с юга в 1984-1985 гг. По древним городам Узбекистана, 1988
Ворота Кош-Дарваза, вид с севера в 1962 году. Фото: Перлина М.Д., Сазонова М.В.
Ворота Кош-Дарваза, вид с севера в 1962 году. Фото: Перлина М.Д., Сазонова М.В.
Ворота Кош-Дарваза, вид с севера в 2015 году. Фото: varandej
Ворота Кош-Дарваза, вид с севера в 2015 году. Фото: varandej

Слева торговые ряды в псевдоуездном русском стиле, по всей видимости так же построенные во времена Ислам-Ходжи, со стилизацией под колониальную архитектуру Русского Туркестана. Мы ведь с вами знаем, что формально Хивинское ханство было не зависимым от Российской империи/

Хивинская больница 1912 года
Проехав ворота и перекресток с улицей Амира-Тимура я паркуюсь у еще одного примечательного здания, построенного стараниями визиря Ислам-Ходжи в 1912 году в стиле "хивинское баракко". Эта первая настоящая больница в Хорезме имени наследника цесаревича Алексея. Ее штат был набран из врачей Российской империи. При больнице существовало даже женское отделение.
В возведении и окончательном декорировании зданий больницы участвовал известный хивинский художник-мастер Абдулла Балтаев. Яркая настенная майолика, не выцветшая до наших дней, с сохраненной для истории надписью: "Хивинская больница имени наследника цесаревича Алексея" — отмечает непростые, но вполне мирные взаимоотношения Хивы с Россией в начале ХХ века. Все строения больницы выполнены в стиле эклектики, сочетающем элементы западной архитектуры и местные традиционные мотивы. До 1980 годов в северном корпусе находилась администрация больницы, рентген и отделение акушерства и гинекологии. Крыша была покрыта жестью, отапливалось здание Голландскими печами. Главный корпус больницы вытянут вдоль улицы Амира Тимура, второй, северный, расположен под углом 90 градусов вдоль канала Палван. Оба корпуса декорированы аналогично.

Парадный фасад больницы 1912 года
Парадный фасад больницы 1912 года

Исторические фото больницы 1912 года:

Главный корпус Хивинской больницы, вид с запад с места еще не построенной почтово-телеграфной станции. Фото 1912 г. из goskatalog.uz
Главный корпус Хивинской больницы, вид с запад с места еще не построенной почтово-телеграфной станции. Фото 1912 г. из goskatalog.uz
Северный корпус Хивинской больницы, вид с юга, со стороны двора. Фото 1912 года из goskatalog.uz
Северный корпус Хивинской больницы, вид с юга, со стороны двора. Фото 1912 года из goskatalog.uz
Выезд хивинского Асфандияр-хана из больницы Кош-Дарваза имени цесаревича Алексея. Фото 1912–1913 гг. Автор: Худайберген Диванов
Выезд хивинского Асфандияр-хана из больницы Кош-Дарваза имени цесаревича Алексея. Фото 1912–1913 гг. Автор: Худайберген Диванов

Обратите внимание на огромное медресе с минаретом , строящееся в перспективе улицы на другом берегу Палаван-канала. В настоящее время оно не существует, а судя по фото могло вполне поспорить размерами с самымыми крупными медрессе Ичан-Калы. Все это говорит о том, что главный визирь Ислам-Ходжа готовился переносить административный центр Хивы в это место, т.к. ему в Ичан-Кале было явно тесно, но не сложилось.

Еще один вариант этого сюжета укрупненно. В то время Худайберген Диванов еще не научился ставить штатив прямо, а в дальнейшем он действительно достиг совершенства в фотографии
Еще один вариант этого сюжета укрупненно. В то время Худайберген Диванов еще не научился ставить штатив прямо, а в дальнейшем он действительно достиг совершенства в фотографии
Главный корпус Хивинской больницы, вид с юго-запада. Фото 1912-1915 гг. из goskatalog.uz
Главный корпус Хивинской больницы, вид с юго-запада. Фото 1912-1915 гг. из goskatalog.uz
Колодец у больницы имени цесаревича Алексея. Фото 1913 года. Автор: Худайберген Диванов
Колодец у больницы имени цесаревича Алексея. Фото 1913 года. Автор: Худайберген Диванов
Главный корпус Хивинской больницы, вид с юго-запада. Фото 1967 года. Автор: Баш О.Б.
Главный корпус Хивинской больницы, вид с юго-запада. Фото 1967 года. Автор: Баш О.Б.
Вид на здание больницы 1912 года со стороны Палван-канала
Вид на здание больницы 1912 года со стороны Палван-канала

Обратите внимание на провода над проезжей частью. Это знаменитый Ургенчский троллейбус. Вон, рогатый, из-за поворота вылезает на фото выше.
Ургенчский троллейбус — единственная действующая в Узбекистане троллейбусная система (остальные три были ликвидированы), соединяющая города Ургенч и Хива. Открыта 20 октября 1997 года в честь 2500-летия города Хивы. На данный момент действует один междугородний маршрут Ургенч — Хива протяженностью 36,3 км, внутригородской маршрут Ургенча от Аэропорта закрыт в 2002 году из-за перестройки улицы Аль-Хорезми и нерентабельности. Проектируется третий маршрут, но уже в городе Хива. С 2013 года на линии используются 9 новых троллейбусов Škoda 24Tr. В 2025 году Ургенч должен получить новые троллейбусы "YUTONG" из Китая. Ургенчским троллейбусом владеет государственное предприятие "Хорезмское троллейбусное управление". Стоимость проезда на 1 декабря 2023 года составляла от 2000 до 4000 сум в зависимости от длинны поездки. Время работы: с 6.45 до 18.45 ежедневно. Источник Вики.

Хивинская почтово-телеграфная станция
Если повернуться спиной к больнице, то на противоположной стороне улицы Амира Тимура мы увидим задние почтово-телеграфной станции, финансирование на строительство которого было получено тщаниями Ислам-Хаджи в 1912 году, но законченно оно было позже больницы. В настоящее время в здании почты находится Музей связи, а за ним современное здание "Узтелекома".

Здание первой почтово-телеграфной станции в Хиве, вид с востока
Здание первой почтово-телеграфной станции в Хиве, вид с востока
Здание первой почтово-телеграфной станции в Хиве, вид с северо-востока. Обратите внимание на башню "Узтелекома"
Здание первой почтово-телеграфной станции в Хиве, вид с северо-востока. Обратите внимание на башню "Узтелекома"
Еще в 2015 году башню венчали знамениты хивинские куранты, ныне же они закрыты рекламными щитами. Фото: varandej
Еще в 2015 году башню венчали знамениты хивинские куранты, ныне же они закрыты рекламными щитами. Фото: varandej

Исторические фото почтово-телеграфной станции:

Здание первой хивинской почты, вид с юга. Фото 1968-1969 гг. Автор: В.А.Отливанчик
Здание первой хивинской почты, вид с юга. Фото 1968-1969 гг. Автор: В.А.Отливанчик
Здание первой хивинской почты, вид с юга. Фото 1970-1980 гг. Источник: goskatalog.uz
Здание первой хивинской почты, вид с юга. Фото 1970-1980 гг. Источник: goskatalog.uz

Еще один интересный объект между воротами Кош-Дарваза и почтово-телеграфной станцией, перед зданием "Узтелекома" я пропустил. По версии от varandej он посвящен жертвам событий хивинской революции 1918-1924 годов, а по другой - погибшим в годы Великой отечественной войны. А может быть и тем и другим вместе.

Загадочный мемориал. Здание "Узтелекома" справа за обрезом кадра. Фото 2015 года от varandej
Загадочный мемориал. Здание "Узтелекома" справа за обрезом кадра. Фото 2015 года от varandej

Приключения в Ургенче
На этом с Хивой все. По прекрасному шоссе наперегонки с междугородними троллейбусами я мчу в сторону Ургенча. Миную озеро Гаукуль, на берегу которого я несколько дней тому назад ночевал и пост с добрыми гаишниками, которые помогли мне найти стоянку под бивуак.

Мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны на подъезде к Ургенчу
Мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны на подъезде к Ургенчу
Въезд в Ургенч со стороны Хивы
Въезд в Ургенч со стороны Хивы

При въезде в Ургенч я изначально планировал не ехать через его центр, а обогнуть по восточной окраине и даже начал движение по этой траектории. Но была одна проблема. Меня уже некоторое время беспокоила передняя подвеска. Появилась версия, что начали сдыхать амортизаторы. На 213-ой "Ниве" амортизаторы как-то сдохли сразу и одномоментно. Еще в Хиве мне сказали, что чиниться лучше в Ургенче. Это более индустриальный город и там можно легко найти запчасти к "Ниве". Сейчас уже не помню как, но я надыбал телефон сервиса, где в Ургенче чинят "Жигули". Причем меня сразу предупредили, что чинят татары. Ну татары, дак татары, даже лучше. Надеюсь, мы друг друга поймем. Созвонившись, я выяснил, что сервис находится в центре Ургенча. Чертыхнувшись, разворачиваюсь и двигаюсь через центр...

На Викимапии это здание подписано как "самая большая мечеть Ургенча". Интересно, что на современной космосъемке Google 2025 года у здания купола уже отсутствуют и хорошо видна двускатная кровля. А на более старой космосъемке Яндекса купола еще есть, но здание подписано как "Музей лязги и авесты". Лязга это древнейший танец хорезмийских огнепоклонников. Что за чудесные превращения? Скорее всего это ошибка Яндекса. т.к. Музей Авесты находится на противоположном берегу канала Шават. В Хиве древние мечети превращают в гостиницы, но чтобы вполне современное здание? Удивительно. Так наверное и должно быть в светском государстве, которым является Узбекистан. В России я про такое не слышал.

Antalya Grand Palace по улице Хонка, 1, за ним поворот в центр города. Все-таик не только россиякам Турция не дает покоя
Antalya Grand Palace по улице Хонка, 1, за ним поворот в центр города. Все-таик не только россиякам Турция не дает покоя
Здание "Hamkorbank" и одноименный ресторан по адресу улица Ёгду, 2/1А в центре Ургенча
Здание "Hamkorbank" и одноименный ресторан по адресу улица Ёгду, 2/1А в центре Ургенча
Стою в пробке напротив банка и снимаю вид на жилой квартал. Четырехэтажка оштукатурена так, что похоже, что она глинобитная. Удивительная стилизация под национальные традиции. Мне куда-то прямо и направо в спальный район
Стою в пробке напротив банка и снимаю вид на жилой квартал. Четырехэтажка оштукатурена так, что похоже, что она глинобитная. Удивительная стилизация под национальные традиции. Мне куда-то прямо и направо в спальный район

Нахожу автосервис и договариваюсь о замене амортизаторов. Пока молоденький паренек снимает с большим трудом и моей помощью амортизатор, товарищ постарше отправляется на поиски правильных запчастей. Наконец левый амортизатор снят и как раз подъехал новый неизвестного производителя. При сравнении выяснилось удивительное: старый амортизатор работает лучше чем новый, в котором шток двигается практически без сопротивления. Замена отменяется, старый амортизатор возвращается на место. Плачу небольшую денежку ребятам за хлопоты и злой как черт на потерянное время отправляюсь на выезд из Ургенча.
Кста, те амортизаторы до сих пор ходят, пробег свыше 190 тыс. км.

Покинув город, ложусь на нужный курс в сторону Бухары и вскоре достигаю моста через Аму-Дарью
Покинув город, ложусь на нужный курс в сторону Бухары и вскоре достигаю моста через Аму-Дарью

Использованы исторические фотографии с замечательного ресурса: Ретроспектива среды обитания человечества
Использованная литература:
1. Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е. Саранчова. — СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874. — 186 с.

2. varadej. Хива. Часть 6. Дишан-Кала или Внешний город
Продолжение маршрута этого дня Хива-Бухара читайте в следующем репортаже здесь:

Навигация по моему Большому Центрально-Азиатскому путешествию здесь:

Центральная Азия и Азербайджан 2019. Навигация

Понравился репортаж? Поддержите мой канал донатами через сервис Яндекс-Дзена вот по этой ссылке - спасибо!

Оригинал репортажа в моем ЖЖ здесь...

Хива
1540 интересуются