Найти в Дзене

Звучная классика: «Сон в русскую ночь» показал воронежцам Театр Маяковского

Оригинальный спектакль привез в Воронеж режиссер, художник звуковых образов Петр Айду. В соавторстве с драматургом Анной Литкенс он создал совершенно необычную постановку – акустические картины по русской классике. Благодаря Платоновскому фестивалю искусств воронежцы первыми после столичных зрителей увидели премьеру Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Фабрика звуков
Когда заходишь в зал, сразу погружаешься в атмосферу "театральной мастерской" – вся малая сцена Камерного театра заставлена странными предметами. Ладно, еще пианино, скрипка, но зачем старая ванна с водой, лейка, веник под потолком и огромные ящики (в которых, как оказалось потом, поэтично звучат бумажки)? Кстати, это шумовые приборы XVII века из коллекции Петра Айду. В основе акустического произведения – пять фрагментов литературных произведений: - ищущий родителей мальчик из «Глиняного дома в уездном саду» Платонова; - купание в реке из рассказа Шукшина «Там, вдали»; - поджог усадьбы из «Дубр


Оригинальный спектакль привез в Воронеж режиссер, художник звуковых образов Петр Айду. В соавторстве с драматургом Анной Литкенс он создал совершенно необычную постановку – акустические картины по русской классике. Благодаря Платоновскому фестивалю искусств воронежцы первыми после столичных зрителей увидели премьеру Московского академического театра имени Владимира Маяковского.

Фабрика звуков

Когда заходишь в зал, сразу погружаешься в атмосферу "театральной мастерской" – вся малая сцена Камерного театра заставлена странными предметами. Ладно, еще пианино, скрипка, но зачем старая ванна с водой, лейка, веник под потолком и огромные ящики (в которых, как оказалось потом, поэтично звучат бумажки)? Кстати, это шумовые приборы XVII века из коллекции Петра Айду.

В основе акустического произведения – пять фрагментов литературных произведений:

- ищущий родителей мальчик из «Глиняного дома в уездном саду» Платонова;

- купание в реке из рассказа Шукшина «Там, вдали»;

- поджог усадьбы из «Дубровского» Пушкина;

- погром в квартире Латунского из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»;

- космическое послание из рассказа Платонова «Лунная бомба».

Объединяет все Платонов, его рассказ «Лунная бомба». Изобретатель, который так стремился в космос, добивается своей цели, летит на Луну и читает все эти книги в ракете. И как будто вся русская литература вместе с ним летит в космос — как наше послание другим мирам.

Литературная основа постановки – инсценировка Анны Литкенс.

– Связующая линия спектакля – духовные искания авторов разных времен. Герои пытаются построить спокойную умиротворенную жизнь, простое человеческое счастье. Но персонажи сталкиваются с разрушительной силой. Какие-то шалашики, которые герои Чехова или Шукшина пытаются сложить, она, как шаровая молния, превращает в разметавшиеся надежды, - объяснила журналистам Анна Литкенс.

Истории рассказаны через звуки, голоса, пение птиц, стрекотание сверчка, шорох. Звучат лишь небольшие фразы из известных текстов, которые задают тему для звуковой картины. Одна из самых ярких сцен – из «Мастера и Маргариты», когда Маргарита разносит квартиру критика Латунского и актеры на сцене все ломают, крушат и бьют молотком по пианино.

Новое измерение реальности

– Петр поставил задачу – создать новое измерение реальности и предложить себе, актерам, зрителям посмотреть на мир с какой-то новой стороны. В спектакле мы рассказываем историю только через звуки, голоса, дыхание и какие-то неочевидные вещи, которые мы не замечаем. Очень важен контакт со зрителем. Вы помещены в центр этой истории как соавторы, и главная роль принадлежит вашему воображению. У нас есть Платонов, Пушкин, Шукшин, Булгаков. Но вы включаете свою фантазию, свое чувственное восприятие, и у каждого создается свой опыт, – пояснила Анна Литкенс.

Петр Айду называет этот прием звуковым цирком, потому что надо было найти подходящий предмет для извлечения того или иного звука. И эти поиски превращались в игру, в которой участвовали актеры Маяковки (а их всего 20!)– в процессе репетиций рождались оригинальные решения. Так, например, придумали с помощью падающего на зонт гороха изобразить шум дождя, скрежетом металлической расчески о деревянную поверхность воспроизвести лай собак, а страшный пожар из повести «Дубровский» помогает изобразить …. пупырчатая пленка, имитирующая искры огня.

- Я использую много разных способов звукоизвлечения, начиная с простых механических и заканчивая сложными современными звуковыми системами. Много разных методов работы со звуками, - рассказал журналистам режиссер Петр Айду.

Текст, который произносят актеры, звучит на разных планах — иногда в центре, а иногда где-то на периферии, еле слышно. Для этого используются рупоры — старинный театральный прием, который был популярен в начале ХХ века. Он меняет направленность звука, ощущение его положения в пространстве. И когда герои убегают, то шаги убегают вместе с ними. Также звучат граммофонные пластинки с довоенными записями. Динамики размещены на телах актеров, актер движется, а звук движется вместе с ним, и все по-разному слышат, до вас могут долетать просто обрывки фраз.

-5

Мир звуков в формате 3D

Для знаменитого музыканта и композитора это первый опыт драматической постановки, и он считает его своим экспериментом. Справедливости ради, это новое явление не только для Маяковки, но и вообще для театрального искусства.

Мир звуков здесь создается не в одной плоскости, а в формате 3D. Зрителям, сидящим в последнем ряду, кажется, что комар жужжит прямо рядом с ними, звуки как будто окутывают их со всех сторон и перемещаются по залу. Для этого используют ультразвуковые излучатели. Поэтому наши миражи перемещаются.

-6

Надо отметить, что звуки, извлекаемые естественным путем соединяются здесь с аудиозаписью. Петр Айду отметил, что он хотел сочетать несочетаемое, показать, что у театра нет четких границ.

Анна Литкенс рассказала, как родилась идея создания «Сна в русскую ночь»:

- У нас был такой прообраз – маленький ребенок спит в своей комнате в кроватке, здесь у него своя жизнь, сеть мишка, зайчик, а за дверью родители о чем-то разговаривают, там что-то происходит, что его волнует. Это может быть светлая сцена или тревожная. Из-за того, что он ее не видит, она сильно преображается. Нам хотелось рассказать историю о каких-то важных для нас этапов русской литературы, как если бы ребенок спал и слышал, как герои Пушкина или Шукшина там бродят, в своих пространствах, он их не видел никогда, но для него они существуют, свои, какие-то личные.

И создатели, и актеры спектакля признали, что их творчество коллективное, звуки которые они создают, объединяются в один оркестр.

- Из трех человек состоит один персонаж, один озвучивает его голос, другой - движения, третий – все, что вокруг него происходит, и мы не отделимы друг от друга. Мы друг без друга не можем, в этом тоже классная идея ансамбля, - сказала актриса театра Маяковского Нина Щеголева.

Интересно, что зрители тоже включаются в творчество. А по-другому нельзя – нельзя оставаться пассивным слушателем, когда перед тобой разворачивается такая интересная игра и сразу столько загадок: кто ходит под потолком над тобой? Почему комар жужжит у тебя прямо над ухом? Какие приборы изображают пение птиц и какие точки пересечения у Пушкина и Платонова?