Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы хотим поговорить с вами о надгробиях. Во второй половине XVIII века в России происходит удивительное превращение: скульптура выходит на новый уровень, а классицизм становится ведущим художественным направлением. Это время можно назвать настоящим расцветом русской художественной культуры. Под влиянием общеевропейских тенденций художники начинают искать вдохновение в античном искусстве, которое славилось своей гармонией и красотой.
Это время стало эпохой взлета для мемориального искусства. Впервые в истории России надгробия обретают объемные формы, позволяя скульпторам создавать реалистичные изображения людей. Характерные рельефы и аллегорические фигуры переходят на новый уровень, благодаря чему надгробия становятся не просто знаками памяти, а настоящими произведениями искусства.
За этим изменением стоят не только новые художественные идеи, но и переосмысление человека как личности. Общественные идеалы просвещения, проникающие в сознание российских граждан, изменяют традиционные представления о человечестве. Эстетика античности с её стремлением к гармонии и логике форм становится образцом, которому стремятся следовать русские мастера.
Русское мемориальное искусство принимает классические архитектурные элементы: саркофаги, обелиски, пирамиды. Все это заставляет вновь осмыслить значимость человеческой жизни и гражданского долга, который так важен для новой эпохи.
Давайте вместе взглянем на мир надгробий, которые рассказывают о своих обладателях и эпохе, в которой они жили, и исследуем некоторые из самых интересных и значимых памятников искусства того времени.
Саркофаг
Саркофаг стал одним из самых популярных типов надгробий во второй половине XVIII века. В Донском монастыре Москвы находится потрясающая коллекция таких памятников, которые были собраны из разных уголков страны: монастырей, церквей и родовых усыпальниц Подмосковья.
Эти массивные сооружения выполнены из цельных блоков камня и имеют округлые крышки и элегантно выгнутые боковые стенки. Их облик украшает почти сплошной рельеф с изображениями стилизованных цветов, листьев и ветвей. Удивительные скульптурные картуши с надписями размещены на продольных стенках саркофагов, а изголовье часто украшено родовым гербом, обрамленным драпировкой из гирлянд.
Московская коллекция саркофагов выделяется своей оригинальностью и целостностью. Однако это далеко не идеал для данной эпохи. Пышные геральдические и орнаментальные элементы, порой выглядящие несколько грубо, отражают местные вкусы и особенности. Провинциальный дух жизни Москвы того времени заметно сказывается на этих произведениях искусства.
В Петербурге, хотя и присутствуют отголоски позднего барокко в мемориальных памятниках, они проявляются в более сдержанной и разнообразной форме. Важную роль сыграло то, что в столице работали мастера высочайшего уровня, приглашенные из разных уголков России и зарубежья.
Характерным примером позднего барочного надгробия (1770-е годы) в петербургском мемориальном пространстве является группа саркофагов, которая принадлежит к известным русским фамилиям, таким как Скавронские, Воронцовы, Чернышевы, Салтыковы. Эти уникальные произведения отличаются разнообразием орнаментов и геральдических символов, но при этом сохраняют общие черты в композиции, материале и технике исполнения.
Эти саркофаги примечательны тем, что их покрытие представляет собой золоченую листовую медь, закрепленную на граните, а рельеф и текст сделаны с использованием техники выколотки. Искусное обращение с листовым металлом в рамках старинной русской технологии обработки, известной как «русская бить», демонстрирует высокий уровень мастерства. Геральдический рельеф, занимающий верхнюю часть надгробия, соседствует с рельефным текстом, который тщательно перечисляет заслуги и титулы покойного.
Одним из самых впечатляющих примеров такого текста является надпись на саркофаге графа П. Г. Чернышева. Это длинное и детальное описание его жизненного пути и служебной карьеры занимает всю ширину «оковки», не оставляя интервалов между строками. Над этим внушительным текстом возвышается геральдический рельеф с изображением рыцарских доспехов под графской короной, окруженный орденами. На некоторых «оковках» геральдика дополнительно украшена мягкими драпировками, что придает им особую элегантность.
Обелиск и пирамида
На рубеже XVIII и XIX веков в европейской мемориальной архитектуре начинают активно появляться обелиски и пирамиды, корни которых уходят в Древний Египет. В России они получают новое значение и формы, которые иногда значительно отличаются от своих древних прототипов. Особенно популярна становится форма, сочетающая элементы обеих этих конструкций, что можно увидеть на старых русских кладбищах, которые изобилуют пирамидальными обелисками и обелископодобными пирамидами.
Одним из ярких примеров обелиска в русской мемориальной архитектуре является надгробие Литке (Санкт-Петербург, некрополь XVIII века), созданное в 1790-х годах. Оно привлекает внимание своей почти акварельной тональностью, благодаря использованию светло-серого и розового мраморов.
Что касается пирамид, то и они в русской интерпретации потеряли свою величественную монументальность и стали приобретать новые черты. Среди ранних примеров можно упомянуть надгробия выдающихся деятелей русской художественной культуры, таких как И. И. Шувалов (1727-1797) и И. И. Бецкой (1704-1795), которые были погребены в «палатке» Благовещенской усыпальницы (Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург).
Урна
Среди множества разнообразных вариаций в этом стиле встречается лишь небольшое количество настоящих урн, то есть символических вместилищ для пепла, которые в какой-то степени соотносятся с античными образцами. В большинстве случаев речь идет о различных ритуальных сосудах, таких как амфоры, лекийфы и кратеры, использовавшихся в Древней Греции и Риме для поминальных трапез, возлияний и ароматических курений. Эти сосуды обычно устанавливались на надгробиях, тогда как настоящие урны чаще помещались в закрытые ниши, склепы или колумбарии. Также среди так называемых урн можно найти светские декоративные вазы в стилизованных формах, характерных для оформления ампирных особняков и парков того времени.
В крупных некрополях России, таких как Александро-Невская лавра, можно найти редкие образцы и целые коллекции урн-ваз, полные разнообразия и художественного мастерства. Каждая из этих урн, как правило, украшена декоративными мотивами, усиливающими их символический смысл. Часто можно увидеть драпировку, накрывающую урну, словно покрывало, которое красиво обтекает её формы и создает глубокое лирическое настроение. Эти роскошные складки порой так изящно спадают к пьедесталу, что создается ощущение таинственной недосказанности и печали.
В некоторых случаях покрывало аккуратно набрасывают на урну сзади, оставляя переднюю часть открытой. В такой интерпретации сосуд может выглядеть лаконично, без дополнительных украшений, даже округлая крышка часто лишена привычного завершения в виде пламени. Этот строгий дизайн в сочетании с игрой света и тени на складках создает удивительный эффект.
В оформлении мемориальных ваз часто присутствуют цветочные мотивы — гирлянды, венки и даже скульптурные букеты из роз или мака. Маки, как поэтический символ вечного сна, изображаются с раскрытыми лепестками, что добавляет композиции особую атмосферу. Также на многих вазах можно увидеть ручки, которые могут быть выполнены в рельефе или подвесном варианте, нередко украшенные бронзой или геометрическими формами.
Традиционным художественным мотивом в эпоху классицизма было пламя — как гаснущее, так и горящее. Хотя скульптурные вариации этого элемента не так многочисленны, некоторые из них отличаются исключительной выразительностью. Например, на знаковом надгробии известного книголюба П. К. Хлебникова (1734-1777) форма пламени реализована с поразительной силой художественного образа. Крупное, скульптурное пламя вырывается из широкого горла мраморной вазы, символизируя неугасимую память о достоинствах человека. Пьедесталом для этого произведения служит низкий срез каннелированной колонны, имеющей уникальную вытянутую овальную форму.
Другие формы
Помимо известных античных аллегорий, в русской, как и в западной символике, сложились свои уникальные иносказательные формы и образы. Некоторые из них получили широкое распространение. Например, сломанное молодое дерево стало символом рано прерванной жизни. Этот мотив может использоваться как самостоятельная форма надгробия или как элемент рельефа и объемного оформления. Аналогичное значение имеет сломанный цветок.
Эти символы встречаются в различных вариантах русских надгробий и именуются «памятниками сердца». Они создают лирический образ, наполненный интимным содержанием и глубокими чувствами.
В Лазаревском некрополе можно найти и более конкретные символические образы, которые отражают деятельность покойного. Например, надгробие С. Дмитриева оформлено в виде гранитной модели барки, что символизирует источник значительного состояния, накопленного известным петербургским купцом.
В заключение
Эпоха высокого взлета русского изобразительного искусства во второй половине XVIII века оказала значительное влияние на отечественный мемориальный жанр. В этот период появилась русская мемориальная пластика, отличающаяся яркой национальной идентичностью и изяществом форм. Её сила заключается в том, что она передает гуманистические идеалы и тонкие человеческие эмоции. В этом жанре особенно ясно проявились глубинные философские идеи, которые в официальном светском искусстве иногда не могли быть выражены. В целом, мемориальная скульптура этого времени не только отражает культурные и исторические реалии, но и выражает важные человеческие ценности и чувства.
Друзья, большое вам спасибо за внимание к статье! Чтобы не пропустить новые материалы, вы можете подписаться на наш канал. Всего вам самого наилучшего и до новых встреч!