Найти в Дзене
Воклен Жансен

Кто из нас не Понтий Пилат

Кто из нас не Понтий Пилат?

Знаете, я долго думал, что делает писателя гением. Способность предсказать будущее? Или умение обнажить самую суть человеческой природы так, что становится не по себе? Прочитав «Мастера и Маргариту я понял — Булгаков умел то, что не умеет почти никто. Он писал о вечном через конкретное.

А теперь вопрос ко всем - кто из нас не Понтий Пилат?

Честно ответьте себе — сколько раз вы молчали, когда нужно было говорить? Сколько раз выбирали карьеру (деньги, отношения, список можете сами продолжить) вместо совести? Сколько раз умывали руки, когда рядом творилась несправедливость? Булгаков показал, что между прокуратором Иудеи Понтий Пилатом и обычным человеком разница только в эпохе.

Но вот что пугает больше всего, а что если Воланд прав, когда говорит, что люди не изменились? Что если за две тысячи лет мы так и остались теми же трусами, жадными до власти и денег? Страшно даже подумать.

Гениальность Булгакова в том, что он не дает утешительных ответов. Он задает вопросы, от которых хочется спрятаться. Почему Мастер сходит с ума от равнодушия мира к истине? Потому что мир и сегодня равнодушен к истине. Почему Маргарите приходится заключать сделку с дьяволом ради любви? Потому что в мире лжи только дьявол может быть честным.

Почему мы до сих пор боимся этого романа? Потому что он действует как рентген души. Читаешь про Берлиоза, который не верит ни во что, кроме собственного благополучия, и узнаешь половину своих знакомых. А может, и себя. Читаешь про критика Латунского, который уничтожает чужой талант из зависти, и понимаешь — социальные сети полны такими Латунскими.

Но вот что меня поражает больше всего. Булгаков показал, что зло банально. Никто из героев романа не совершает вселенского злодейства. Они просто живут «как все» — врут, завидуют, предают по мелочам. И из этих мелочей складывается ад на земле.

Посмотрите вокруг. Мы восхищаемся теми, кто обманывает систему, аплодируем циничным манипуляторам, считаем наивными тех, кто говорит правду. Мы создали общество, где быть порядочным — значит быть лохом. Булгаков это предвидел.

И вот гениальный ход Булгакова. Он ввел в свой роман дьявола не как источник зла, а как его разоблачителя. Что это значит, когда самый честный персонаж в книге — Сатана? Это значит, что мир перевернулся с ног на голову. Что люди стали настолько лживыми, что только дьявол может сказать им правду в лицо.

А заслуживаем ли мы того прощения, которое Булгаков дарует своим героям?

Может быть, гений писателя в том, что он показал - даже в аду есть справедливость, даже дьявол может быть благородным. А мы? Мы способны на благородство без принуждения?

Булгаков создал роман-диагноз. Диагноз не только своей эпохе, но и нам. И этот диагноз до сих пор актуален. Разве это не гениально — написать книгу, которая остается болезненно правдивой спустя почти век?

Потому что гений — это не тот, кто красиво пишет. Гений — это тот, кто заставляет нас посмотреть на себя без прикрас и ужаснуться.

И после этого — попытаться стать лучше. Хотя бы попытаться.