Найти в Дзене
World of Cinema

5 приемов, которые используются в фильмах, чтобы удержать внимание зрителя

Оглавление

Неожиданные сюжетные повороты

Пожалуй, самый простой и очевидный прием, который позволяет сделать фильм как можно более интересным и завлекающим для зрителя, заключается в использовании сюжетных поворотов. И чем их больше, чем они продуманнее, тем лучше. К примеру, в серии фильмов «Пила» в каждом сюжете по одному основному сюжетному повороту, который раскрывается в самом конце первого и всех последующих фильмов. И все фанаты уже знают, что при просмотре «Пилы» всегда можно ожидать, что в конце станет известно то, что никто не ожидал, и все повествование перевернется с ног на голову.
Однако есть примеры фильмов и с большим количеством сюжетных поворотов, также известных как твисты: в «Отступниках» они буквально наложены один на другой, а в конце фильма их количество на десять минут хронометража достигает пикового значения; то же самое можно сказать и об «Острове проклятых», в котором зритель не знает, во что верить, потому что все будто пытаются запутать главного героя; упоминания также достойны и «Пункт назначения», и «Паразиты», и «Игра», и «Достать ножи», и другие.

Макгаффин

-2

Многие любители кино хотя бы раз слышали определение «макгаффин», но далеко не все знают, что означает это слово. Впервые этот термин появился в начале двадцатого века, предположительно, сценаристом Энгусом МакФэйлом, который работал с Альфредом Хичкоком, и, хотя изложил макгаффин Энгус, популяризировал его Хичкок, потому что использовал его во многих своих культовых фильмах. Чаще всего макгаффин – это материальный предмет, который становится центром завязки сюжета и приковывает к себе все внимание, но в конечном итоге не имеет особого значения, если не считать то, что одно его существование продвигает сюжет.
В фильме «Психо» Альфреда Хичкока макгаффин – это деньги, с которыми Мэрион Крейн уехала из города, чтобы начать новую жизнь. Деньги разделили ее жизнь на до и после, и только из-за них «Психо» получил свое развитие, но в финале про них все забывают.
В некоторых фильмах про Мстителей макгаффином являются Камни Бесконечности, на которых так или иначе были завязаны сюжеты разных фильмов, начиная с «Мстителей». Макгаффином они перестали быть только в «Войне бесконечности», когда начали применяться Таносом.
Один из самых известных примеров макгаффина – это портфель с загадочным содержимым в «Криминальном чтиве». На протяжении всего фильма персонажи буквально совершают многие свои действия из-за этого портфеля, но его содержимое не было раскрыто ни в самом «Криминальном чтиве», ни Квентином Тарантино, хотя фанаты высказывали мнение, что там могла находиться душа Марселласа Уоллеса.

Отвлекающий маневр («Красная селедка»)

-3

В Голливуде есть интересный термин, который называется «красная селеддка», произошедший из простого обучения гончих, которым давали понюхать сначала копченую селедку, а затем барсука – на последнего и велась охота, а копченая селедка сбивала концентрацию собаки, и в конечном итоге охотники учили ее не отвлекаться на посторонние запахи.
В фильмах все примерно так же. «Красная селедка», или отвлекающий маневр, говорит о том, что в повествовании есть деталь, которая зрителям кажется единственно правдивой, однако в итоге это оказывается совсем не так.
«Красная селедка» использовалась в первых трех фильмах про Гарри Поттера подряд: в «Философском камне» зритель уверен, что за злодеяниями стоит Северус Снейп, но оказывается, что злодеем на самом деле был профессор Квиррелл; в «Тайной комнате» то же самое происходит с Драко Малфоем, подозрения с которого спадают только после использования главными героями оборотного зелья; а в «Узнике Азкабана» все знают, что Сириус Блэк охотится на Гарри Поттера, однако в финале зритель узнает, что Сириус в действительности – хороший человек, а его целью был Питер Петтигрю.
В фильме «Бэтмен: Начало» зрителя также убеждают, что Ра’с аль Гул – это тот, кого Брюс Уэйн одолел в начале фильма и которого сыграл Кэн Ватанабэ. Но в третьем акте раскрывается совсем другое – Ра’с аль Гулом на самом деле был Анри Дюккард, которого Брюс спас, когда практически уничтожил Лигу Теней.
Также нельзя не упомянуть «Шестое чувство», в котором главный герой помогает мальчику справиться с тем, что он видит призраков, однако он даже не подозревает, что и сам является призраком.
Во всем том же ранее упомянутом «Острове проклятых» герой убежден, что на острове происходят страшные вещи, и зритель верит ему, ведь это главный герой. Правда, это была искусная уловка.
Примечательно, что во многих этих фильмах режиссер закидывает зрителю различные подсказки: в «Гарри Поттере и Философском камне» у Гарри начинает болеть шрам, когда Квиррелл, на затылке у которого Волдеморт, поворачивается к нему спиной, однако он думает, что это из-за Северуса. В «Шестом чувстве» с главным героем не взаимодействуют живые люди, кроме мальчика. А в «Острове проклятых» буквально все вокруг героя намекает на то, что он не в себе.

«В середине дела»

-4

«In medias res» в переводе с латинского означает «В середине дела», и этот очень старый термин, использовавшийся еще Горацием, плавно перешел в кино, в котором обрел довольно большую популярность. «В середине дела» буквально и означает то, что фильм вместо того, чтобы в размеренном виде рассказать предысторию основного сюжета, кидает зрителя в гущу событий, а то, что произошло до этого, рассказывает либо с помощью флэшбеков, либо диалогов, либо не рассказывает вовсе.
Последнее относится к фильму «Спасти рядового Райана»: сюжет начинает с высадки на пляж «Омаха». Никаких рассказов о героях, о том, как они жили и как оказались там, где оказались – «Спасти рядового Райана» заставляет зрителя с самого начала раскрыть глаза и не моргать на протяжении всей вступительной сцены.
Более классическое представление «In medias res» представлено в сериале «Остаться в живых»: Джек Шепард просыпается в неизвестном месте, затем слышит шум и бежит ему навстречу. Он выбегает на пляж и видит упавший самолет, а также пассажиров, которые пытаются помочь друг другу. Когда самые громкие события проходят, начинают возникать флэшбеки, полностью раскрывающие абсолютно каждого персонажа – не только главных, но также второстепенных.

Клиффхэнгер

-5

Если говорить самым простым языком, то клиффхэнгер – это обрыв повествования на самом интересном моменте. Больше всего им пользуются создатели сериалов, которые добавляют клиффхэнгер в конец серии, чтобы зрители с нетерпением ждали выход следующей, причем то же происходит в конце сезона – если не добавить клиффхэнгер в финальную серию сезона, то есть шанс, что количество зрителей в начале следующего сезона будет попросту намного меньше ожидаемых значений. Но клиффхэнгер также присутствует и в большом кино, и он появляется в тех фильмах, у которых, как уверены их создатели, будут сиквелы.
В «Пиратах Карибского моря: Сундуке мертвеца» Джек Воробей вступает в схватку с Кракеном, Ост-Индийская торговая компания начинает управлять Дейви Джонсом, а Тиа Дальма показывает вернувшегося Барбоссу.
Во «Властелине колец: Братстве кольца» Арагорн, Гимли и Леголас отправляются на поиски Мерри и Пиппина, а Фродо и Сэм отделяются и начинают свой поход в Мордор уже без помощи.
А в «Мстителях: Войне бесконечности» из-за Таноса исчезает половина всего живого во Вселенной, что застает героев врасплох, ведь они находились в шаге от того, чтобы ему помешать.