Южная Африка в 70–80-х была страной, изолированной от мира. Апартеид, цензура, международный Juluka, внутреннее напряжение — казалось бы, не время и не место для рок-музыки. Но именно в этих условиях в ЮАР появилась сильная, местами мощная, местами наивная, но всегда честная рок-сцена.
Местные группы пели на английском, вдохновлялись британским роком, записывались в подпольных студиях, выступали в клубах, где публика часто была разделена по расовому признаку. Тем не менее, они создали музыкальный язык, через который звучал и протест, и упрямое желание играть рок.
🔹 Freedom’s Children
Годы активности: 1966–1971
Звучание: психоделический рок, прог-рок
Главная южноафриканская рок-группа эпохи психоделии. Их альбом Astra (1970) считается жемчужиной южного рока: космическая тема, тяжёлые клавиши, англоязычные тексты, гитары с рефлексией.
Почему знамениты: культ в ЮАР, признание в коллекционерской среде.
Почему стоит помнить: уникальный психо-прог с футуристическим мраком и духом протеста.
🔹 Hawk (или Jo'burg Hawk)
Годы активности: 1969–1977
Звучание: арт-рок, этно-рок, фолк-рок
Смесь африканских ритмов, рока и социального комментария. Группа выступала с африканскими барабанами, духовой секцией и сложными структурами песен. Их альбом African Day (1971) — синтез King Crimson и афро-ритуала.
Почему знамениты: символ "белого" рока, пытавшегося осознать свою связь с Африкой.
Почему стоит помнить: один из самых самобытных проектов на континенте.
🔹 Rabbitt
Годы активности: 1972–1978
Звучание: поп-рок, глэм, прог
Группа Тревора Рабина (будущего участника Yes). Их альбом Boys Will Be Boys (1975) — гламурный, мелодичный, с британским звучанием.
Почему знамениты: первые, кто получил золото в ЮАР, стали поп-иконами.
Почему стоит помнить: Рабин позже станет важной фигурой в мировом прог-роке.
🔹 Stingray
Годы активности: 1977–1982
Звучание: хард-рок, AOR, фанк-рок
Их сингл Better the Devil You Know стал хитом в 1979 году. Звучали как сочетание Foreigner и Santana, но с южноафриканским акцентом.
Почему знамениты: получили эфир на радио и даже экспортировались в Европу.
Почему стоит помнить: отличная работа в духе международного AOR, но с локальной подачей.
🔹 éVoid
Годы активности: с 1983
Звучание: постпанк, афро-рок, нью-вейв
Стартовали уже в 80-х, но были чрезвычайно важны. Смешивали нью-вейв и африканскую ритмику, носили этнические костюмы, выступали как символ поколения протеста. Альбом éVoid (1983) — визуально и музыкально уникален.
Почему знамениты: стали голосом молодёжи конца апартеида.
Почему стоит помнить: редкий пример успешного синтеза европейской сцены и африканского корня.
🔹 Juluka
Годы активности: с 1979
Звучание: зулу-рок, фолк, афро-поп
Группа Джонни Клегга и Сипхо Мчуну. Первое межрасовое рок-дуо в ЮАР, открыто противостоявшее апартеиду. Альбом Universal Men (1979) стал мощным культурным событием.
Почему знамениты: символ единства, борьбы, и культурного синтеза.
Почему стоит помнить: Juluka ломали границы.
Южноафриканский рок в 70–80-х рок в условиях цензуры и противоречий. Но именно поэтому он звучал искренне, глубоко и на своём языке. Это было дыхание изолированной, но творческой, нашедшей выход в риффах, ритмах и аккордах.