Найти в Дзене
VINYL 69 ВИНИЛ

Гитара за проволокой: главные имена рока в ЮАР 70–80-х

Оглавление

Южная Африка в 70–80-х была страной, изолированной от мира. Апартеид, цензура, международный Juluka, внутреннее напряжение — казалось бы, не время и не место для рок-музыки. Но именно в этих условиях в ЮАР появилась сильная, местами мощная, местами наивная, но всегда честная рок-сцена.

Местные группы пели на английском, вдохновлялись британским роком, записывались в подпольных студиях, выступали в клубах, где публика часто была разделена по расовому признаку. Тем не менее, они создали музыкальный язык, через который звучал и протест, и упрямое желание играть рок.

🔹 Freedom’s Children

Годы активности: 1966–1971

Звучание: психоделический рок, прог-рок

Главная южноафриканская рок-группа эпохи психоделии. Их альбом Astra (1970) считается жемчужиной южного рока: космическая тема, тяжёлые клавиши, англоязычные тексты, гитары с рефлексией.

Почему знамениты: культ в ЮАР, признание в коллекционерской среде.

Почему стоит помнить: уникальный психо-прог с футуристическим мраком и духом протеста.

🔹 Hawk (или Jo'burg Hawk)

Годы активности: 1969–1977

Звучание: арт-рок, этно-рок, фолк-рок

Смесь африканских ритмов, рока и социального комментария. Группа выступала с африканскими барабанами, духовой секцией и сложными структурами песен. Их альбом African Day (1971) — синтез King Crimson и афро-ритуала.

Почему знамениты: символ "белого" рока, пытавшегося осознать свою связь с Африкой.

Почему стоит помнить: один из самых самобытных проектов на континенте.

🔹 Rabbitt

Годы активности: 1972–1978

Звучание: поп-рок, глэм, прог

Группа Тревора Рабина (будущего участника Yes). Их альбом Boys Will Be Boys (1975) — гламурный, мелодичный, с британским звучанием.

Почему знамениты: первые, кто получил золото в ЮАР, стали поп-иконами.

Почему стоит помнить: Рабин позже станет важной фигурой в мировом прог-роке.

🔹 Stingray

Годы активности: 1977–1982

Звучание: хард-рок, AOR, фанк-рок

Их сингл Better the Devil You Know стал хитом в 1979 году. Звучали как сочетание Foreigner и Santana, но с южноафриканским акцентом.

Почему знамениты: получили эфир на радио и даже экспортировались в Европу.

Почему стоит помнить: отличная работа в духе международного AOR, но с локальной подачей.

🔹 éVoid

Годы активности: с 1983

Звучание: постпанк, афро-рок, нью-вейв

Стартовали уже в 80-х, но были чрезвычайно важны. Смешивали нью-вейв и африканскую ритмику, носили этнические костюмы, выступали как символ поколения протеста. Альбом éVoid (1983) — визуально и музыкально уникален.

Почему знамениты: стали голосом молодёжи конца апартеида.

Почему стоит помнить: редкий пример успешного синтеза европейской сцены и африканского корня.

🔹 Juluka

Годы активности: с 1979

Звучание: зулу-рок, фолк, афро-поп

Группа Джонни Клегга и Сипхо Мчуну. Первое межрасовое рок-дуо в ЮАР, открыто противостоявшее апартеиду. Альбом Universal Men (1979) стал мощным культурным событием.

Почему знамениты: символ единства, борьбы, и культурного синтеза.

Почему стоит помнить: Juluka ломали границы.

Южноафриканский рок в 70–80-х рок в условиях цензуры и противоречий. Но именно поэтому он звучал искренне, глубоко и на своём языке. Это было дыхание изолированной, но творческой, нашедшей выход в риффах, ритмах и аккордах.