Лионель Месси в детстве, Аргентина, 1993 год.
Ох, какой мальчишка! 1993 год, Аргентина... У нас тогда свои "звезды" во дворах мяч гоняли, в разбитых кедах, с утра до ночи. А этот парнишка, Лионель, и не думал, наверное, что станет легендой. Мало кто знает, что ему в детстве поставили диагноз "дефицит гормона роста", лечение стоило около 900 долларов в месяц – огромные деньги для его семьи. "Барселона" тогда поверила в него и оплатила все.
И ведь не зря! Из такого вот простого мальчишки, который просто любил футбол больше всего на свете, вырос один из величайших игроков всех времен. А ведь сколько таких талантливых ребят по всему миру так и не смогли пробиться из-за отсутствия возможностей... Помните, как мы сами в детстве мечтали стать футболистами, хоккеистами? Эх, золотое время было, без этих ваших интернетов, все на улице!
Принцесса Диана участвует в школьной гонке матерей, 1991 г.
Какая же она тут настоящая, живая! Принцесса Диана, 1991 год, а бежит наравне со всеми мамами, босиком по траве, забыв про все титулы и протоколы. Говорят, она обожала такие моменты "простой жизни" и частенько выигрывала эти школьные забеги – спортивная была, ничего не скажешь. И ведь не побоялась выглядеть смешной или неловкой, главное – участие, азарт!
Вот смотришь и думаешь: ведь могла бы сидеть где-нибудь на приеме, чинно улыбаться, а она – вот, с сыновьями, на школьном празднике. Наверное, поэтому ее так и любили простые люди по всему миру, за эту искренность. Жаль, конечно, что так рано ушла. А вы помните, как у нас в школах проходили "Папа, мама, я – спортивная семья"? Какой энтузиазм был!
Лeйтeнaнт штaбa Зaкaвкaзcкoгo вoeннoгo oкpугa Βлaдимиp Жиpинoвcкий. Тбилиcи, 1970-ыe.
А ну-ка, кто узнал? Да-да, это он, Владимир Вольфович, только совсем молодой, еще лейтенант. Тбилиси, 70-е годы, Закавказский военный округ. Форма сидит как влитая, взгляд серьезный. Кто бы мог тогда подумать, что этот скромный офицер через пару десятков лет станет одним из самых эпатажных политиков страны, которого будут знать все от мала до велика?
Интересно, что служил он тогда, если не ошибаюсь, в штабе, занимался воспитательной работой с иностранными военнослужащими, которые проходили обучение в СССР. Знал ведь несколько языков! Вот так посмотришь на старую фотографию – и не верится, как круто может измениться жизнь человека. А Тбилиси в те годы, говорят, был сказочно красивым и гостеприимным городом. Кто бывал там в 70-х, поделитесь впечатлениями?
Татьяна Самойлова и Пабло Пикассо во время Каннского кинофестиваля, 16 мая 1958 года.
Какая встреча! Наша несравненная Татьяна Самойлова, наша Вероника из "Летят журавли", и сам великий Пабло Пикассо. Канны, 1958 год – это же был триумф советского кино! Фильм тогда получил "Золотую пальмовую ветвь", единственный наш полнометражный игровой фильм, удостоенный такой чести. Представляете, какой это был прорыв сквозь "железный занавес"?
Говорят, Пикассо был так восхищен Самойловой, что сказал: "В глазах этой русской богини можно утонуть". И даже нарисовал ее портрет на скорую руку – вот бы его увидеть! А ведь Самойловой тогда было всего 24 года. Она потом вспоминала, что Пикассо был очень простым в общении, подарил ей на память часы. Эх, умели же у нас снимать кино, которое покоряло весь мир! А "Летят журавли" до сих пор мурашки по коже вызывает, правда?
Начало строительства железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, в 1855 году, после смерти императора Николая I, получившей название Николаевской, а при советской власти ставшей Октябрьской. Июнь 1843 год.
Вот это да, прямо прикосновение к истории! Июнь 1843 года – самое начало стройки века, как бы сейчас сказали. Дорога, которая связала две столицы. В названии фото есть небольшая путаница с датами, но суть ясна: это истоки той самой Николаевской, а позже Октябрьской железной дороги. Только представьте, какие это были технологии для середины XIX века! Лопата да кирка, лошади да человеческая сила.
Говорят, Николай I лично утверждал маршрут, и есть легенда, что он просто приложил линейку к карте между Петербургом и Москвой и сказал: "Строить так!". Конечно, инженерам потом пришлось помучиться, выравнивая его "палец", которым он линейку придерживал. А ведь на строительстве работали десятки тысяч крестьян, условия были тяжелейшие, Некрасов не зря писал: "Мы надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной...". Зато построили на века – до сих пор служит!
Чемпион конкурса овец. Аргентина, 1949. Фотограф Жизель Фройнд.
Ну и чемпион, просто шерстяное чудо! Гляньте, какая стать, какая густая шерсть – килограммов на десять, не меньше, потянет руно. Аргентина, 1949 год. Страна тогда была одним из главных поставщиков шерсти в мире, так что такие конкурсы были делом престижа. Почти как у нас на ВДНХ племенных быков и коров-рекордисток показывали, помните?
А фотограф-то не абы кто – Жизель Фройнд! Она вообще-то портретами знаменитостей прославилась – Джойса, Вирджинию Вулф снимала. А тут – овечка-чемпион. Забавно, но сделано с таким же уважением и мастерством. Интересно, а какая "диета" была у этого чемпиона? Наверное, отборные травы да витамины. Все-таки сельское хозяйство – это тоже искусство и тяжелый труд.
Представители казанской ОПГ с актёрами «Маски-Шоу». Москва, 1995 год.
Да уж, фото – прямо срез эпохи, как говорится. Москва, 1995 год. С одной стороны – любимые всей страной "Маски-Шоу", Георгий Делиев, Борис Барский... Мы же все тогда животы надрывали от их сценок, это был такой островок юмора в непростое время. А с другой стороны... ну, вы сами видите, какие колоритные персонажи. "Братки", "хозяева жизни" тех лет.
Время было, чего греха таить, специфическое. Артистам приходилось выступать где угодно и для кого угодно, часто выбора особого и не было. "Кто платит, тот и заказывает музыку", как тогда говорили. И вот они, на одном фото – те, кто дарил смех, и те, кто этот смех мог в любой момент оборвать. Лихие 90-е, как есть. Хорошо, что это время прошло. А "Маски" мы и сейчас с теплотой вспоминаем, правда?
Первая дрейфующая станция «Северный полюс – 1» и её начальник Иван Дмитриевич Папанин, 1938. Фотограф Яков Халип.
Легендарный кадр! Иван Дмитриевич Папанин и его отважная четверка – Кренкель, Ширшов, Фёдоров. 1938 год, первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс – 1". Только представьте: 274 дня на льдине! В палатке, при морозах до минус 50, среди торосов и полыней. Вот это были люди – стальной воли и невероятного мужества!
А ведь они не просто там выживали, они вели важнейшие научные наблюдения – метеорология, гидрология, геофизика. Данные, которые они собрали, были бесценны. Вся страна тогда следила за их эпопеей, затаив дыхание. И когда их снимали со льдины ледоколы "Таймыр" и "Мурман", это был всенародный праздник! Песни про папанинцев пели, в их честь детей называли. Вот это герои, вот это пример для подражания! А фотограф Яков Халип – тоже молодец, запечатлел историю.
Принц Чарльз танцует гопак, 1980-е.
Ай да Чарльз, ай да молодец! Будущий король Великобритании – и на тебе, гопака отплясывает! Восьмидесятые годы, еще совсем молодой, задорный. Интересно, где это его так угораздило? Может, на каком-нибудь фестивале украинской культуры в Канаде или Британии. И ведь старается, ножки выбрасывает – не так-то прост этот танец, ой не прост!
Всегда любопытно видеть таких высокопоставленных особ в неформальной обстановке, когда они показывают себя обычными людьми, с интересом к чужой культуре. Это вам не на официальном приеме с каменным лицом сидеть. А гопак – это же огонь, а не танец! Энергия, удаль, история целого народа в каждом движении. Кто из нас в молодости не пытался "вприсядку" или какой другой залихватский элемент из народного танца исполнить?
Спортивный парад на Красной площади 1930-е. г.Москва.
Какая мощь, какой размах! Москва, 30-е годы, Красная площадь. Десятки тысяч физкультурников, все как один – подтянутые, загорелые, улыбающиеся. Сразу вспоминаются лозунги: "В здоровом теле – здоровый дух!", "Физкульт-привет!". Это же целая эпоха энтузиазма, стремления к рекордам, к построению нового мира.
Только представьте, какие сложные акробатические пирамиды они строили, какие "живые картины" создавали! Неделями, месяцами репетировали, чтобы всё было четко, синхронно. Форма простая – белые майки, темные трусы, но сколько в этом было гордости и веры в светлое будущее. Многие из этих ребят и девчат через несколько лет сменят спортивные снаряды на винтовки... Но тогда, в 30-е, они были полны надежд. А вы помните физкультурные парады, может, кто и участвовал в юности?