В Новосибирске в эти дни идет первый Международный Летний театральный фестиваль (МЛТФ). Спектакль Няганского театра юного зрителя «Калечина-Малечина» в конкурсе не участвует, он из спецпрограммы, это гостевой блок: постановки из Москвы, Нягани, Петербурга.
Постановка Сойжин Жамбаловой основана на романе Евгении Некрасовой (финалист литературных премий «Национальный бестселлер», «Большая книга» - 2019). Кстати, это ее первый роман. Выросший из киносценария. И, оказывается, по нему вышло уже постановок пять, по словам автора.
Евгения Некрасова живет в Москве, Сойжин Жамбалова - в Бурятии, в Улан-Удэ, но работает в Нягани, с начала года стала главным режиссером Няганского ТЮЗа. Для зрителей устроили встречу с ними и с артистами, оживившими мир «Калечины-Малечины».
Спектакль – бомба!
Няганский спектакль в буквальном смысле слова гремит по России.
У него и наград немало: специальная премия жюри «За ансамбль спектакля» на Российской Национальной театральной Премии и Фестивале-конкурсе «Золотая Маска» (2024), диплом лауреата Фестиваля театров малых городов России в номинации «Лучший спектакль малой формы», приз от Сергея Безрукова - художественного руководителя VII Большого Детского фестиваля, награды Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» - «Лучшая женская роль» (Мария Васильева), «Лучшая работа композитора» (Дахалэ Жамбалов). И спецприз Союза театральных деятелей РФ…
И восторженные отклики простых зрителей – в соцсетях. Они благодарят актеров за спектакль, не сдерживая эмоций: «Невероятный спектакль, просто на разрыв и вдрызг. Потрясена до глубины души. Фантастическая «Калечина-Малечина»! Страшная. Сказочная. Не от мира сего. Восторг. И смех, и слезы... Было все: узнавание себя, друзей, школы, семьи...».
Заинтригованная, отправилась и я на этот спектакль. А после показа и, кажется, нескончаемых оваций вместе с криками «Браво!» задала вопросы режиссеру и директору Няганского театра.
Школьный ад. И дома не лучше…
Итак, Катя, «невыросшая». Героиня вспоминает свой детсад. «Это был 92-ой. Время – отстой, холодильник пустой…»
Школа. Контрольные по математике…Ненавистные труды. Жесткая классная. Такие знакомые нам, выросшим, учительские реплики: «Я здесь вообще для кого стою?», «Кто думать за тебя будет? Пушкин?!», «Я всё слышу!», «Звонок не для вас, а для учителя!»
Школьный ад. Травля одноклассников. В классе обязательно есть отличница. И мучитель (Сомов), который зовет Катю дебилкой.
Дома. Ежедневные утренние мучения – мама заплетает дочке косу, это больно (или заплетает с вечера). «За что такие девочкам страдания?» Папа злится на дочь: «Ты что – умственно отсталая? Ты меня позоришь!» Да еще родители постоянно ссорятся, орут друг на друга…
Как тяжело быть ребенком! Комплексы насчет внешности, фигуры. Скорее бы вырасти. «Взрослым можно все, а нам – нет».
«Я хотела скорее вырасти»
В спектакле есть документальные вставки — рассказы артистов «от первого лица». Они делятся воспоминаниями о своем детстве, личным опытом подростковых и детских травм, обид и переживаний. Мы слушаем их исповеди: «Меня зовут… Мои родители развелись, когда мне было… лет», «Я хотела скорее вырасти».
Не у всех нас было детство безоблачное, счастливое, радостное. Мне довелось услышать от зрителей, не скрывавших волнение и слезы: «Да, все так. У меня еще хуже было!»
Детство - с позиции взрослого человека
- Кому ваш спектакль адресован - детям или родителям? Вы думали об этом, когда создавали его?
Сойжин Жамбалова: Я предполагала и надеялась, что эта история будет важна именно для семейного просмотра. К слову, так и случилось. В спектакле Няганского ТЮЗа мы анализируем детство и ощущение детства, с позиции взрослого человека. Оказалось, что бывших детей не существует и понятие «детство» живет в нас перманентно. Ребенок способен оценить все в моменте происходящего, в то время, когда взрослому человеку требуется для этого очень непростой процесс пути от «тогда» к «сегодня».
С нами это произошло во время репетиций. В какой-то момент мы вдруг стали ловить себя на том, что понемногу сами становимся детьми, которых хочется обнять. Странное ощущение: чем больше мы репетируем, тем больше возвращаемся на много-много лет назад, в попытке рассмотреть эту историю с точки зрения себя сегодняшнего на того прошлого, юного и уязвимого.
- А зачем вам нужны были вставки – личные актерские истории? Разве не хватало материала?
Сойжин Жамбалова: Это делалось для того, чтобы максимально приблизить материал к себе.
При чтении книги я ловила себя на мысли, что уже знаю что-то про этот текст: узнаю этот город, знаю девочку Катю. Будто я ходила вдоль этих же заборов и также убегала от собак. Училась в такой же школе. Слышала, как ругаются родители. У меня было полное ощущение, что эта история и про меня в том числе. Поэтому я предложила ребятам поговорить про свое детство. Мы все провели его в разных городах, и это был интересный опыт, когда мы делились своими личными историями и впечатлениями об этом тексте, обсуждали, что общего между нами и героями этой истории. Общего оказалось слишком много.
Стало понятно, что это может стать коллективно-личным высказыванием. Я так это называю. В итоге, пока сочиняли спектакль «Калечина-Малечина» Няганского ТЮЗа, не заметили, как все дружно прошли курс терапии.
- Вы не только сделали инсценировку, выступили режиссером-постановщиком, но еще и песню написали (текст и музыку) и исполнили ее в спектакле. Поющий режиссер!
Сойжин Жамбалова: «Трудно быть невыросшим…» - мой небольшой монолог в спектакле «Калечина-Малечина». Я подумала, что, наверное, было бы честно по отношению к откровениям артистов, чтобы и мой голос там тоже прозвучал.
Совсем подробно здесь .
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!
Читайте также: