Поговорили с режиссером о спектаклях для детей и подростков, о ТЮЗах, «Театральном проекте 27», об уроках Туминаса, о кино и о планах…
Не так много на театре режиссеров, которым интересно исследование мира ребенка, подростка. Ивану Пачину 38 лет, он выпускник Щукинской школы (актерский курс Владимира Иванова, режфак Римаса Туминаса). Поставил уже немало спектаклей в разных городах. Его считают лидером нового театра для детей и подростков в России. Был главным режиссером Тверского театра юного зрителя (2021—2022). С марта 2025 года - главреж Нижегородского ТЮЗа.
И еще Иван Пачин один из режиссеров-резидентов независимого театра «Театральный проект 27», который показывает спектакли для подростков в Петербурге и Москве.
На международном театральном фестивале «Молодежь. Театр. Фест», который недавно завершился в Петербурге, Нижневартовский ТЮЗ представил спектакль Ивана Пачина «Нижневартовск. Нефтяное сердце». Было это на сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева.
«Сделали несколько открытий»
Кстати, в репертуаре брянцевского театра – его спектакль «Счастливый неудачник» по одноименной повести ленинградского писателя Вадима Шефнера, адресованный разным поколениям, подросткам и их родителям. Поэтому нашу беседу мы начали с такого вопроса:
- Почему режиссеру интересен театр для детей и подростков? И лично вам?
- Когда режиссер находится в начале своего пути, его куда-то тянет, вот меня туда завлекло, - признался Иван Пачин. - В «Творческом объединении 9» («ТО9» - союз выпускников театральных и музыкальных вузов Москвы) мы создали свой маленький театр, и там играли для детей. Сделали несколько открытий, которые показались нам очень важными, и я пристрастился к такому театру - для детей. Мне кажется, в этом есть некая педагогическая задача. И мне это просто дорого.
- Помню, как вы говорили мне в интервью: «Я слежу за детскими бестселлерами». Почему они интересны вам? «Мой дедушка был вишней», «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал»… У вас есть дети?
- Дети есть – 12 и 5 лет.
Потому что это замечательная литература, потому что она современна, потому что там очень интересный и внятный подход к детям. Ты идешь в ту сторону, что тебя зовет.
В какой-то момент я открыл для себя иностранную литературу. Это совпало с тем, что я пришел в театр для детей и начал там ставить. Сначала мы сделали спектакль «История одного чуда», о рождении Иисуса Христа в древнем Вифлееме, а потом начали искать произведения. И в магазинах увидели литературу, которая еще не была широко известна у нас в стране, но уже известна там, где была написана. К примеру, Мария Парр. Россия - вторая страна по сборам от продаж ее книги «Вафельное сердце», первая – родина, Норвегия.
А потом, когда я насытился зарубежной литературой, начал открывать другую - нашу, советских времен: «Таврический сад» Игорь Ефимова или «Счастливый неудачник» Вадима Шефнера - о ленинградских детях, их взрослении.
- В то же время вы ставили и русскую классику - Чехова, Островского.
- Да, конечно, потому что там ведь начинается твой творческий путь, выстраивается дорога, и ты начинаешь еще что-то пробовать, шире смотреть на какие-то вещи, на театр как таковой, и поэтому однажды с удовольствием приходишь к Чехову, к «Каштанке», или к Островскому- «Грозе».
- Мы - это кто?
- Я и мои соратники, с которыми мы начинали это дело. Ты же не один приходишь к своим театральным опытам, а делаешь их в команде. Здесь одни артисты, там – другие… В этом есть волнообразное, что ли, движение. Ты точно там не один. Допустим, любовь режиссеров к современной иностранной литературе не у одного меня зародилась, все вместе шли к этому: Вика Печерникова, Юля Каландаришвили, Полина Стружкова... Театр для детей - это такая почва, которая не так активно развита, как остальные театральные направления в нашей стране.
В театр - с родителями!
- Каких спектаклей не хватает?
- У нас очень мало спектаклей для детей про тот край, в котором они живут. Условно, в Нижнем Новгороде - про Нижний Новгород. Вот сейчас на фестиваль «Молодежь. Театр. Фест» в Петербург приезжал спектакль Нижневартовского ТЮЗа - про Нижневартовск, Самотлор. Хотелось бы, чтобы таких спектаклей было больше. Мало спектаклей научно-популярных, а хотелось бы, чтобы их было больше.
Огромные пласты - доставшиеся нам от предыдущих поколений ТЮЗы - потеряли свой былой блеск. А ведь мы единственная страна, где есть театры особенного направления или особенного значения. И вот эти большие театры - 800-местные или 400-местные, у которых была яркая слава, начали скукоживаться.
Сейчас пришло новое время, появилась новая литература, настало время другого развития театра для детей, которое мы пытаемся освоить. Направлений в театре для детей огромное количество и малоосвоенных - в том числе. Поэтому я всегда зазываю в театр режиссеров - поставить что-то для детей, для подростков, и всем иметь причастность к детскому театру. Кроме того, что это большое и важное дело, это еще может показать режиссеру новую дорогу его творческого пути и привести к новым открытиям.
- А во сколько лет, как вы считаете, можно вести в театр ребенка?
- Театр для детей - это не общее место, а частное. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
В большие залы лучше приводить не раньше 5-6 лет, а в маленькие - можно, наверное, с 4-х. А еще есть направление «бэби-спектакли» - для совсем маленьких детей, ноль плюс. Сейчас это доступно в любом городе. Я 5 лет ездил по стране, ставил спектакли в разных местах, и, в общем, везде всходы разного вида театра для детей так или иначе присутствуют. Не только в Москве и Петербурге.
Это, к слову, придумка даже не нашего времени. И это действительно важно, потому что это зарождение каких-то, может быть, театральных принципов или эмпатичности к искусству, какой-то чувствительности. И как я всегда говорю, спектакли для детей имеют несколько направлений. Одно из них - для ребенка, а другое - для взрослого. И эти направления могут пересекаться друг с другом. Иногда они расходятся, и ребенок воспринимает увиденное на сцене одним образом, а взрослый по-другому. И здесь очень ценно, что взрослый, так же, как и ребенок, может видеть два спектакля: один происходит на сцене, а другой происходит с его ребенком, которого он привел в зрительный зал. И то, на что его ребенок реагирует, является лакмусовой бумажкой для родителя, - те темы, которые его трогают. И эта эмоциональная причастность, которую он испытывает к чему-то, может очень много сказать о ребенке.
То есть это еще и познание родителя в том, к чему его ребенок расположен. Так же, как и для ребенка, который смотрит на маму и видит, что мама переживает за героя, и он тоже начинает больше понимать о ней.
Поэтому, мне кажется, важно, чтобы дети посещали спектакли вместе с родителями. Когда они приходят в театр классами - это другая история. А нам бы хотелось, чтобы дома родители с ребенком поговорили на те темы, которые мы подняли в спектакле. Мы создаем для них этот предмет диалога.
- В чем трудности постановки спектаклей для зрителя школьного возраста?
- Как и везде, надо удержать внимание, есть ясные задачи, что это должно быть интересно. Никаких особенных трудностей, которые были бы только для этой группы зрителей, а для другой группы их нет, такого нет. Всегда одни и те же вопросы. У всех режиссеров, от Станиславского до человека, который в этом году будет поступать на режиссуру. Интересно ли это, будут ли это смотреть, кого-то это тронет или нет, хватает ли здесь энергии, есть ли здесь театр, который я хотел сделать, и так далее, и так далее.
«Я люблю дорогу, поэтому и поехал в глубинку»
- Вы не москвич по рождению, ваша малая родина - Березники.
- Да, это Пермский край, - говорит Иван Пачин.
- Окончив московский вуз, разве не мечтали остаться в столице? А не отправляться в провинцию (Нягань, Канск, Прокопьевск…).
– Я очень легко к этому относился, не думал, оставаться в Москве или нет. Мои мама и папа - учителя, и бабушка, и дедушка. Может быть, у меня что-то педагогическое в крови?
Я пришел к мастеру - Владимиру Владимировичу Иванову - и сказал, что хочу позвать несколько однокурсников, чтобы мы в глубинку поехали и подняли бы какой-то театр. Он посмотрел на меня с иронией, с ухмылкой педагогической, взрослой, и сказал: «Да, Ванюшка, мы тоже об этом в свое время мечтали...»
Мне хотелось узнать страну, родину. Она огромная на бумаге, на карте, на уроке географии. А мне хотелось по ней проехать, чтобы посмотреть, в чем разница между одним регионом и другим, какие особенности у них. Я люблю дорогу, поэтому и поехал, это просто было интересно.
- А дальше? Вы работали в столице: ставили спектакли для театра «Практика», для Центра имени Мейерхольда, а потом вдруг сменили направление - переключились на кукольников. Что в том мире привлекло? И что вам вообще это дало?
- Да, это все счастливые случаи. Я ни от чего не закрывался. И вот сегодня мне звонили из театра кукол, звали на постановку.
Полностью интервью здесь .
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!
Читайте также:
Интеллектуальные игры: Абсурдные письма. Хотите написать текст в духе Хармса?