Найти в Дзене

Иван Пачин: «Театр для детей - мне это просто дорого»

Поговорили с режиссером о спектаклях для детей и подростков, о ТЮЗах, «Театральном проекте 27», об уроках Туминаса, о кино и о планах… Не так много на театре режиссеров, которым интересно исследование мира ребенка, подростка. Ивану Пачину 38 лет, он выпускник Щукинской школы (актерский курс Владимира Иванова, режфак Римаса Туминаса). Поставил уже немало спектаклей в разных городах. Его считают лидером нового театра для детей и подростков в России. Был главным режиссером Тверского театра юного зрителя (2021—2022). С марта 2025 года - главреж Нижегородского ТЮЗа. И еще Иван Пачин один из режиссеров-резидентов независимого театра «Театральный проект 27», который показывает спектакли для подростков в Петербурге и Москве. На международном театральном фестивале «Молодежь. Театр. Фест», который недавно завершился в Петербурге, Нижневартовский ТЮЗ представил спектакль Ивана Пачина «Нижневартовск. Нефтяное сердце». Было это на сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева. Кстати, в репертуаре
Оглавление

Поговорили с режиссером о спектаклях для детей и подростков, о ТЮЗах, «Театральном проекте 27», об уроках Туминаса, о кино и о планах…

Иван Пачин
Иван Пачин

Не так много на театре режиссеров, которым интересно исследование мира ребенка, подростка. Ивану Пачину 38 лет, он выпускник Щукинской школы (актерский курс Владимира Иванова, режфак Римаса Туминаса). Поставил уже немало спектаклей в разных городах. Его считают лидером нового театра для детей и подростков в России. Был главным режиссером Тверского театра юного зрителя (2021—2022). С марта 2025 года - главреж Нижегородского ТЮЗа.

И еще Иван Пачин один из режиссеров-резидентов независимого театра «Театральный проект 27», который показывает спектакли для подростков в Петербурге и Москве.
Спектакль "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?". Фото: "Театральный проект 27"
Спектакль "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?". Фото: "Театральный проект 27"

На международном театральном фестивале «Молодежь. Театр. Фест», который недавно завершился в Петербурге, Нижневартовский ТЮЗ представил спектакль Ивана Пачина «Нижневартовск. Нефтяное сердце». Было это на сцене Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева.

«Сделали несколько открытий»

Кстати, в репертуаре брянцевского театра – его спектакль «Счастливый неудачник» по одноименной повести ленинградского писателя Вадима Шефнера, адресованный разным поколениям, подросткам и их родителям. Поэтому нашу беседу мы начали с такого вопроса:

- Почему режиссеру интересен театр для детей и подростков? И лично вам?

- Когда режиссер находится в начале своего пути, его куда-то тянет, вот меня туда завлекло, - признался Иван Пачин. - В «Творческом объединении 9» («ТО9» - союз выпускников театральных и музыкальных вузов Москвы) мы создали свой маленький театр, и там играли для детей. Сделали несколько открытий, которые показались нам очень важными, и я пристрастился к такому театру - для детей. Мне кажется, в этом есть некая педагогическая задача. И мне это просто дорого.

- Помню, как вы говорили мне в интервью: «Я слежу за детскими бестселлерами». Почему они интересны вам? «Мой дедушка был вишней», «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал»… У вас есть дети?

- Дети есть – 12 и 5 лет.

Потому что это замечательная литература, потому что она современна, потому что там очень интересный и внятный подход к детям. Ты идешь в ту сторону, что тебя зовет.

В какой-то момент я открыл для себя иностранную литературу. Это совпало с тем, что я пришел в театр для детей и начал там ставить. Сначала мы сделали спектакль «История одного чуда», о рождении Иисуса Христа в древнем Вифлееме, а потом начали искать произведения. И в магазинах увидели литературу, которая еще не была широко известна у нас в стране, но уже известна там, где была написана. К примеру, Мария Парр. Россия - вторая страна по сборам от продаж ее книги «Вафельное сердце», первая – родина, Норвегия.

А потом, когда я насытился зарубежной литературой, начал открывать другую - нашу, советских времен: «Таврический сад» Игорь Ефимова или «Счастливый неудачник» Вадима Шефнера - о ленинградских детях, их взрослении.

- В то же время вы ставили и русскую классику - Чехова, Островского.

- Да, конечно, потому что там ведь начинается твой творческий путь, выстраивается дорога, и ты начинаешь еще что-то пробовать, шире смотреть на какие-то вещи, на театр как таковой, и поэтому однажды с удовольствием приходишь к Чехову, к «Каштанке», или к Островскому- «Грозе».

- Мы - это кто?

- Я и мои соратники, с которыми мы начинали это дело. Ты же не один приходишь к своим театральным опытам, а делаешь их в команде. Здесь одни артисты, там – другие… В этом есть волнообразное, что ли, движение. Ты точно там не один. Допустим, любовь режиссеров к современной иностранной литературе не у одного меня зародилась, все вместе шли к этому: Вика Печерникова, Юля Каландаришвили, Полина Стружкова... Театр для детей - это такая почва, которая не так активно развита, как остальные театральные направления в нашей стране.

Спектакль "Сочинение про Джобса". Фото: "Театральный проект 27"
Спектакль "Сочинение про Джобса". Фото: "Театральный проект 27"

В театр - с родителями!

- Каких спектаклей не хватает?

- У нас очень мало спектаклей для детей про тот край, в котором они живут. Условно, в Нижнем Новгороде - про Нижний Новгород. Вот сейчас на фестиваль «Молодежь. Театр. Фест» в Петербург приезжал спектакль Нижневартовского ТЮЗа - про Нижневартовск, Самотлор. Хотелось бы, чтобы таких спектаклей было больше. Мало спектаклей научно-популярных, а хотелось бы, чтобы их было больше.

Огромные пласты - доставшиеся нам от предыдущих поколений ТЮЗы - потеряли свой былой блеск. А ведь мы единственная страна, где есть театры особенного направления или особенного значения. И вот эти большие театры - 800-местные или 400-местные, у которых была яркая слава, начали скукоживаться.

Сейчас пришло новое время, появилась новая литература, настало время другого развития театра для детей, которое мы пытаемся освоить. Направлений в театре для детей огромное количество и малоосвоенных - в том числе. Поэтому я всегда зазываю в театр режиссеров - поставить что-то для детей, для подростков, и всем иметь причастность к детскому театру. Кроме того, что это большое и важное дело, это еще может показать режиссеру новую дорогу его творческого пути и привести к новым открытиям.

- А во сколько лет, как вы считаете, можно вести в театр ребенка?

- Театр для детей - это не общее место, а частное. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

В большие залы лучше приводить не раньше 5-6 лет, а в маленькие - можно, наверное, с 4-х. А еще есть направление «бэби-спектакли» - для совсем маленьких детей, ноль плюс. Сейчас это доступно в любом городе. Я 5 лет ездил по стране, ставил спектакли в разных местах, и, в общем, везде всходы разного вида театра для детей так или иначе присутствуют. Не только в Москве и Петербурге.

Это, к слову, придумка даже не нашего времени. И это действительно важно, потому что это зарождение каких-то, может быть, театральных принципов или эмпатичности к искусству, какой-то чувствительности. И как я всегда говорю, спектакли для детей имеют несколько направлений. Одно из них - для ребенка, а другое - для взрослого. И эти направления могут пересекаться друг с другом. Иногда они расходятся, и ребенок воспринимает увиденное на сцене одним образом, а взрослый по-другому. И здесь очень ценно, что взрослый, так же, как и ребенок, может видеть два спектакля: один происходит на сцене, а другой происходит с его ребенком, которого он привел в зрительный зал. И то, на что его ребенок реагирует, является лакмусовой бумажкой для родителя, - те темы, которые его трогают. И эта эмоциональная причастность, которую он испытывает к чему-то, может очень много сказать о ребенке.

То есть это еще и познание родителя в том, к чему его ребенок расположен. Так же, как и для ребенка, который смотрит на маму и видит, что мама переживает за героя, и он тоже начинает больше понимать о ней.

Поэтому, мне кажется, важно, чтобы дети посещали спектакли вместе с родителями. Когда они приходят в театр классами - это другая история. А нам бы хотелось, чтобы дома родители с ребенком поговорили на те темы, которые мы подняли в спектакле. Мы создаем для них этот предмет диалога.

- В чем трудности постановки спектаклей для зрителя школьного возраста?

- Как и везде, надо удержать внимание, есть ясные задачи, что это должно быть интересно. Никаких особенных трудностей, которые были бы только для этой группы зрителей, а для другой группы их нет, такого нет. Всегда одни и те же вопросы. У всех режиссеров, от Станиславского до человека, который в этом году будет поступать на режиссуру. Интересно ли это, будут ли это смотреть, кого-то это тронет или нет, хватает ли здесь энергии, есть ли здесь театр, который я хотел сделать, и так далее, и так далее.

Спектакль "Деревья растут для всех". Фото: Челябинский государственный драматический «Молодежный театр»
Спектакль "Деревья растут для всех". Фото: Челябинский государственный драматический «Молодежный театр»

«Я люблю дорогу, поэтому и поехал в глубинку»

- Вы не москвич по рождению, ваша малая родина - Березники.

- Да, это Пермский край, - говорит Иван Пачин.

- Окончив московский вуз, разве не мечтали остаться в столице? А не отправляться в провинцию (Нягань, Канск, Прокопьевск…).

– Я очень легко к этому относился, не думал, оставаться в Москве или нет. Мои мама и папа - учителя, и бабушка, и дедушка. Может быть, у меня что-то педагогическое в крови?

Я пришел к мастеру - Владимиру Владимировичу Иванову - и сказал, что хочу позвать несколько однокурсников, чтобы мы в глубинку поехали и подняли бы какой-то театр. Он посмотрел на меня с иронией, с ухмылкой педагогической, взрослой, и сказал: «Да, Ванюшка, мы тоже об этом в свое время мечтали...»

Мне хотелось узнать страну, родину. Она огромная на бумаге, на карте, на уроке географии. А мне хотелось по ней проехать, чтобы посмотреть, в чем разница между одним регионом и другим, какие особенности у них. Я люблю дорогу, поэтому и поехал, это просто было интересно.

- А дальше? Вы работали в столице: ставили спектакли для театра «Практика», для Центра имени Мейерхольда, а потом вдруг сменили направление - переключились на кукольников. Что в том мире привлекло? И что вам вообще это дало?

- Да, это все счастливые случаи. Я ни от чего не закрывался. И вот сегодня мне звонили из театра кукол, звали на постановку.

Полностью интервью здесь .

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!

Читайте также:

Интеллектуальные игры: Абсурдные письма. Хотите написать текст в духе Хармса?

Театры
6771 интересуется