В России появилась очередная "светлая идея", от которой у обычных автовладельцев волосы встают дыбом.
В интернете активно мусолят инициативу о кратном увеличении транспортного налога для легковых машин возрастом свыше 15 лет и грузовиков старше 25 лет. По его мнению, такие меры должны заставить россиян активнее покупать новые отечественные автомобили и стимулировать развитие внутреннего рынка.
Звучит это примерно как совет есть пирожные, если нет хлеба. Оторванность от реальности "уважаемых господ" просто поражает.
Либо они не смотрели статистику, либо они ее очень хорошо знают
Средний возраст легковых автомобилей в стране на начало 2025 года составляет 15,5 года. Это означает, что большинство машин попадает под действие предлагаемых изменений.
Ещё более показательна другая статистика: машины старше 10 лет составляют 70,5% от общего количества зарегистрированных транспортных средств.
Причины такого положения дел лежат на поверхности. Большинство граждан не меняют автомобили не от хорошей жизни. Низкие доходы населения делают покупку нового транспорта недоступной роскошью, когда средняя стоимость новой машины начинается от 2 млн рублей.
"Продам две Тойоты - на одну Гранту даже не хватит"
Один из моих хороших товарищей жалуется:
"У меня две Тойоты в семье - одной 20 лет, другой 25. Если продать их обе, получится максимум 500-600 тысяч рублей. Этих денег не хватит даже на покупку одной новой Лады Гранты, даже в комплектации "барабан", не говоря уже о более серьёзных автомобилях."
При этом их семье необходимо именно два автомобиля, поскольку они живут в пригороде. Покупка двух новых Грант потребует около 1,5 млн рублей - сумма, недоступная для большинства российских семей.
Получается парадокс: даже при значительном повышении транспортного налога содержание двух старых японских автомобилей останется экономически выгоднее покупки одного нового российского.
"А вы автокредит оформите!" (с)
Сторонники инициативы, видимо, предполагают, что россияне массово побегут в банки. Но давайте посчитаем реальные цифры. При текущих процентных ставках под 30% годовых ежемесячный платёж за новый автомобиль составит примерно 50 тысяч рублей.
Проблема в том, что у значительной части населения зарплата не достигает этой суммы. А если учитывать, что 9 из 10 новых квартир куплены в ипотеку, получается, что семья должна весь свой доход отдавать банку. Такая финансовая нагрузка способна довести до банкротства даже относительно зажиточных граждан.
Особенно болезненно предлагаемые меры ударят по пенсионерам. Именно представители старшего поколения чаще всего ездят на автомобилях возрастом свыше 15 лет. При средней пенсии, которая с трудом дотягивает до 20 тысяч рублей, говорить об обновлении автопарка просто неуместно. Повышение налогов для этой категории граждан станет настоящим социальным ударом.
Принуждение вместо стимулирования
Суть предлагаемых мер можно сформулировать просто: "Либо покупаешь новый автомобиль, либо мы задавим тебя налогами". Это не стимулирование, а откровенное принуждение с элементами шантажа.
Причины такой позиции вполне объективны. Проверенные временем модели, особенно японские, демонстрируют надёжность и долговечность, которой не могут похвастаться многие современные автомобили. Старые машины часто имеют необходимые опции: полный привод, кузов универсал, МКПП, которые исчезают из линеек новых моделей.
Доступность запчастей и простота ремонта делают эксплуатацию возрастных автомобилей экономически выгодной. К тому же, отсутствие кредитной нагрузки позволяет владельцу чувствовать себя финансово свободным. Зачем отказываться от этих преимуществ ради сомнительного удовольствия купить новый безликий обмылок в кредит?
Гарантированный обратный эффект
Уверен, что, если инициативу примут, вместо роста продаж новых автомобилей начнётся массовое уклонение от уплаты налогов.
Автовладельцы начнут активно использовать различные схемы ухода от налогообложения, создавая теневой сектор автомобильного рынка.
Многие просто откажутся от официального владения машинами. В результате бюджет не только не получит дополнительных доходов, но и потеряет часть существующих поступлений.
Не исключено, что автовладельцы организуют бойкот продукции отечественного автопрома против давления на потребителей. Такие действия способны нанести серьёзный ущерб репутации российских производителей и снизить их продажи ещё больше.
Ради чего (кого) весь этот спектакль?
За красивыми словами о стимулировании рынка скрывается банальное лоббирование интересов автопроизводителей. Предприятия автомобильной отрасли хотят искусственно создать спрос на свою продукцию за счёт принуждения потребителей.
При этом качество предлагаемых новых автомобилей зачастую оставляет желать лучшего. Современные российские машины проигрывают старым иномаркам по надёжности, комфорту и функциональности.
Статистика показывает, что доля утилизируемых старых автомобилей составляет всего 3% от общего парка. При таких показателях и недостаточном объёме продаж новых машин повышение налогов не решит проблему обновления автопарка. Инициатива лишь ухудшит финансовое положение миллионов российских семей, не принеся желаемого результата.