Найти в Дзене

«Дракула» Бессона — плохое подражание Копполе?

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

Неуклюжий фанфик по «Дракуле» Копполы, лишенный души и страсти. Такое впечатление сложилось у меня от трейлера нового «Дракулы» Люка Бессона. У Бессона были как прекрасные, так и не слишком удачные фильмы. Но у меня нет каких-то предубеждений против него как режиссера. К тому же, Бессон всегда любил и ценил эстетику графических новелл и сотрудничал с великим Мёбиусом (Жаном Жиро). А уж донельзя истасканная история про графа Дракулу как раз могла бы выиграть от эстетики европейских комиксов старой школы.

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

Так что, честно говоря, от французского «Дракулы» я ожидал чего-то принципиально нового. В том числе и потому, что на главную роль выбран Калеб Лэндри Джонс — не самый характерный типаж для самого известного вампира. Тем более, что Бессон буквально ради этого актера и затеял проект.

Из нового здесь Париж belle époque (да, не верьте русской википедии, никакого Лондона, нечего Дракуле ехать к этим островитянам, которые не умеют нормально готовить). Правда, галльская новизна как-то меркнет на фоне визуальных перепевов фильма 1992 года, многочисленных и очевидных.

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

Гротескный парик иссохшего графа, ушастый доспех и торжествующие воины на фоне багрового заката, убийство священника перед алтарем, обольщение Мины — все донельзя знакомо. Спору нет, оммаж фильмам другого режиссера, изящное или пародийное обыгрывание чужих идей, визуальные отсылки могут быть вполне уместны в кино. Но всему есть своя мера.

Даже костюмы явно пытаются цитировать идеи Исиоки из фильма 1992 года (как в случае ушастого доспеха). Только в них нет и следа безумной эксцентричности японской художницы.

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

Рыцари Дракулы стандартно-фэнтезийны, словно явились из «Экскалибура» Бурмена. Впрочем, логично — за доспехи отвечает Терри Инглиш, который и занимался тем фильмом. В далеком 1981 году. И то, что хорошо работало на экране почти полвека назад, могло и устареть.

Конечно, достоверность костюмов в фильме про вампиров играет не слишком большую роль, если только это не фильм Эггерса. Но забавно, что при этом французским солдатам Третьей Республики достаются правильные красные кепи. А на турок надели доспехи бригандинного типа с заклепками и скрытыми под тканью пластинами, вполне приемлемый для восточных воинов XV века вариант.

Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)
Кадр из фильма Dracula: A Love Tale (2025)

К слову, при всех условностях старого фильма Копполы там в Трансильвании узнаваемо православные священники. Тогда как у Бессона на фоне балканских фресок появляется совершенно католический епископ.

Не слишком воодушевляет и набор актеров, несмотря на лисий взгляд Матильды Де Анджелис и присутствие Кристофа Вальца ("Священник" —вариация на тему Ван Хельсинга?). У Джонса явно проблемы с мимикой, как будто его Дракуле неудачно вкололи ботокс. А Мина/Элизабета (Зоэ Блё) напоминает Эмили в Париже, только в гостях у театрального кружка ролевиков.

«Дракула» Копполы, утопавший в бутафорской крови, кружевах и гротескных латах, был смелым экспериментом. «Дракула» Бессона пока выглядит бледным подражанием. Унылым упырем, пытающимся вытягивать вдохновение из предшественников, а не придумать историю о Дракуле заново. Да, это всего лишь трейлер, но от него есть стойкое послевкусие вторичности и посредственности.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM