Найти в Дзене

Профилактика дисграфии у дошкольников. Рекомендации учителя-логопеда Гимназии Сколково

Дисграфия – нарушение письма, при котором наблюдаются специфические ошибки, не связанные с незнанием грамматических правил при письме. Специфические ошибки при дисграфии носят стойкий характер. Ранняя профилактика расстройства особенно важна в дошкольном возрасте, когда формируются основные навыки письма и чтения. Для детей 6–7 лет профилактика дисграфии становится наиболее целенаправленной — это последний этап перед школой. Профилактика дисграфии у дошкольников направлена на формирование навыков, необходимых для успешного овладения письмом, и включает комплекс мероприятий по развитию речи, моторики, зрительно-пространственного восприятия и других высших психических функций. Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, для профилактики дисграфии я предлагаю следующие игровые приемы, которые можно и нужно применять дома.
Рекомендации родителям: Не торопите с письмом! Не заставляйте дошкольника писать буквы и слова, если он к этому не готов физически (не ра

Дисграфия – нарушение письма, при котором наблюдаются специфические ошибки, не связанные с незнанием грамматических правил при письме. Специфические ошибки при дисграфии носят стойкий характер.

Ранняя профилактика расстройства особенно важна в дошкольном возрасте, когда формируются основные навыки письма и чтения.

Для детей 6–7 лет профилактика дисграфии становится наиболее целенаправленной — это последний этап перед школой.

Профилактика дисграфии у дошкольников направлена на формирование навыков, необходимых для успешного овладения письмом, и включает комплекс мероприятий по развитию речи, моторики, зрительно-пространственного восприятия и других высших психических функций.

Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, для профилактики дисграфии я предлагаю следующие игровые приемы, которые можно и нужно применять дома.


Рекомендации родителям:

Не торопите с письмом!

Не заставляйте дошкольника писать буквы и слова, если он к этому не готов физически (не развита мелкая моторика) и психологически. Профилактика дисграфии — это НЕ раннее обучение письму. В дошкольном возрасте обучение прописным буквам не рекомендуется!

Создайте положительную мотивацию.

Занятия должны быть в радость. Хвалите за усилия, даже если результат не идеален.

Регулярность важнее длительности.

Лучше 10-15 минут ежедневно, чем час раз в неделю.

Используйте разнообразные материалы.

Карандаши, мелки, краски, пластилин, ножницы, крупы, пуговицы, конструкторы, настольные игры.

Связь с реальной жизнью.

Обсуждайте формы предметов, их расположение в пространстве, звуки вокруг вас (как шумит ветер, капает вода, едет машина). Считайте ступеньки, птичек на дереве.

Читайте вместе каждый день.

Обсуждайте прочитанное: кто герои, что случилось, что будет дальше? Это развивает речь, воображение, понимание текста.

Используйте гаджеты с пользой.

Приложения для рисования (палец/стилус тренируют руку).  Онлайн-игры на поиск отличий, звуковые лото.

Обратите внимание на леворукость.

Если ребенок явный левша, не переучивайте его! Это прямой путь к дисграфии и другим проблемам. Создайте ему условия для удобного письма левой рукой.

Контролируйте посадку и захват пишущего инструмента.

Правильная осанка: прямая спина, ноги стоят на полу или подставке. Расстояние от глаз до тетради/листа — 30-35 см. Свет падает слева (для правши) или справа (для левши).

Карандаш/ручка держится тремя пальцами («щепоть»): между большим и средним, придерживается указательным сверху. Не допускайте "кулачного" захвата.

Будьте внимательны к речи ребенка.

Если есть стойкие нарушения звукопроизношения (после 5 лет), аграмматизмы (ошибки в согласовании слов), бедный словарь, трудности в понимании сложных инструкций, если ребенок путает близкие по звучанию звуки на слух и в речи ([С]-[Ш], [З]-[Ж], [К]-[Г], [Т]-[Д]). – обратитесь к логопеду! Своевременная коррекция речевых нарушений — лучшая профилактика дисграфии.

Помните, что профилактика дисграфии — это комплексное развитие ребенка: его речи, слуха, зрения, моторики, мышления, внимания и памяти. Чем более гармонично развит дошкольник, тем меньше риск возникновения трудностей при овладении письмом.

Профилактика нарушений письма в 6–7 лет может предотвратить до 80% школьных трудностей. Уделяйте время играм и общению, и многие навыки сформируются естественно.

Удачи Вам и терпения!

Автор: Минченко Ирина Сергеевна, учитель-логопед Гимназии Сколково