Найти в Дзене
Домашний авторемонт.

Установка ВМТ по меткам на ВАЗ: шкив, крышка, зажигание

Верхняя мёртвая точка (ВМТ) — это ключевая точка в работе двигателя. Если вы занимаетесь ремонтом и обслуживанием классики ВАЗ (2101–2107), то без понимания, как правильно выставить ВМТ, далеко не уедете. Особенно важно это при регулировке зажигания и установки фаз газораспределения. В этой статье я расскажу, как просто и без лишней путаницы определить ВМТ по меткам на шкиве и крышке, и на что обратить внимание, чтобы не накосячить. Верхняя мёртвая точка — это положение поршня первого цилиндра в самой верхней точке его хода. Именно в этой точке начинается рабочий такт — сгорание топливной смеси. От правильного положения ВМТ зависит, как будет работать двигатель: ровно или с детонацией и провалами. На двигателях классического семейства ВАЗ (2101–2107) основные метки находятся в двух местах: На нём выбиты риски — одна длинная и несколько коротких. Длинная — это ВМТ. Остальные — метки опережения зажигания (обычно 5 и 10 градусов). На крышке (смотрим сверху вниз) есть литые выступы — это о
Оглавление

Верхняя мёртвая точка (ВМТ) — это ключевая точка в работе двигателя. Если вы занимаетесь ремонтом и обслуживанием классики ВАЗ (2101–2107), то без понимания, как правильно выставить ВМТ, далеко не уедете. Особенно важно это при регулировке зажигания и установки фаз газораспределения.

В этой статье я расскажу, как просто и без лишней путаницы определить ВМТ по меткам на шкиве и крышке, и на что обратить внимание, чтобы не накосячить.

Что такое ВМТ?

Верхняя мёртвая точка — это положение поршня первого цилиндра в самой верхней точке его хода. Именно в этой точке начинается рабочий такт — сгорание топливной смеси. От правильного положения ВМТ зависит, как будет работать двигатель: ровно или с детонацией и провалами.

Где искать метки на ВАЗ-классике?

На двигателях классического семейства ВАЗ (2101–2107) основные метки находятся в двух местах:

1. Шкив коленвала

На нём выбиты риски — одна длинная и несколько коротких. Длинная — это ВМТ. Остальные — метки опережения зажигания (обычно 5 и 10 градусов).

2. Крышка привода ГРМ

На крышке (смотрим сверху вниз) есть литые выступы — это ответные метки, по которым совмещаются риски на шкиве. Иногда они покрыты грязью или краской — не поленитесь протереть.

Как правильно выставить ВМТ

  1. Снимаем свечу первого цилиндра.
  2. Проворачиваем коленвал за болт по часовой стрелке, наблюдая через свечное отверстие или щупом — пока поршень не поднимется вверх.
  3. Совмещаем длинную метку на шкиве с центральной меткой на крышке.
  4. Проверяем трамблёр: бегунок должен указывать на контакт первого цилиндра.

⚠️ Важно: если метка совпала, а бегунок смотрит не туда — вы, скорее всего, попали в ВМТ, но на такте выпуска, а не сжатия. Прокрутите ещё раз на 360° и повторите.

Метки опережения зажигания

Опережение зажигания — это момент, когда свеча зажигает смесь чуть раньше ВМТ. Обычно на ВАЗ-классике заводская настройка — 5° до ВМТ (первая короткая риска от длинной). Но на практике можно выставить по мотору — «на слух» или стробоскопом.