Верхняя мёртвая точка (ВМТ) — это ключевая точка в работе двигателя. Если вы занимаетесь ремонтом и обслуживанием классики ВАЗ (2101–2107), то без понимания, как правильно выставить ВМТ, далеко не уедете. Особенно важно это при регулировке зажигания и установки фаз газораспределения. В этой статье я расскажу, как просто и без лишней путаницы определить ВМТ по меткам на шкиве и крышке, и на что обратить внимание, чтобы не накосячить. Верхняя мёртвая точка — это положение поршня первого цилиндра в самой верхней точке его хода. Именно в этой точке начинается рабочий такт — сгорание топливной смеси. От правильного положения ВМТ зависит, как будет работать двигатель: ровно или с детонацией и провалами. На двигателях классического семейства ВАЗ (2101–2107) основные метки находятся в двух местах: На нём выбиты риски — одна длинная и несколько коротких. Длинная — это ВМТ. Остальные — метки опережения зажигания (обычно 5 и 10 градусов). На крышке (смотрим сверху вниз) есть литые выступы — это о