Найти в Дзене
КапЕлА

Книга о родственниках. Глава 10. Чумаковы Часть 4. Воспоминания о Валентине Клименко (Чумаковой)

В своём Дзен-канале я публикую книгу о своей семье, которую написала по воспоминаниям и материалам родственников моя мама, а я выполняю исключительно роль редактора.

В этой главе речь идёт о родной племяннице бабушки Симы - Валентине Клименко.

В подборку, которая в шапке канала, я постепенно добавляю публикации по главам книги. Всё в том порядке, котором планируется потом издать.

Как уже было написано ранее наиболее тесная родственная связь в семье Костенко была между Серафимой Капустиной (Костенко) и Валентиной (Чумаковой) Клименко. Тетя и племянница буквально выросли на одной печи, и несмотря на разницу в 10 лет стали скорее как родные сёстры.

Валентина Алексеевна, материально хорошо поддерживала тётушку Симу. Особенно когда Капустины начали строить большой дом. Денег не хватало, как и времени. И большим подспорьем стала родственная помощь.

-2

Валя на всё лето забирала к себе в Керчь двоюродных братьев. Ребятам там было приволье: гора Митридат, катакомбы, стекольный завод. Целым событием был найденный в окопах старый пулемёт и стреляные гильзы. Ну и, естественно, море.

-3

Гостили мальчишки до тех пор, пока не износят до дыр обувь и шаровары. В конце лета Валя покупала им новые сандалии, шила новые шаровары и отправляла домой. Эти дни они сохранили в воспоминаниях для своих детей. Алексей до последних дней практически со слезами вспоминал эти новые шаровары и какое в целом нищее, но интересное детство выпало на его долю.

Борис, Валентина, Алексей и Светлана
Борис, Валентина, Алексей и Светлана

В 1983 году мы с Алексеем и с детьми, проездом через Керчь, три дня гостили у Вали. Мы были на море в Одессе, заранее не побеспокоились о билетах обратно. Пришлось добираться на перекладных через Керчь, тогда действовал железнодорожный паром через пролив. С Керчи был проходящий поезд через станцию Двойную.

Капустины. 1983 год. Одесса
Капустины. 1983 год. Одесса

Вале дали телеграмму: "Встречай 27 августа, поезд и вагон номер такой-то, Капустины".

Поезд прибыл на станцию, а нас никто не встречает. Потом увидели, кто-то беспокоится, бегает над вагонами, кого-то ищет, я поняла, что нас. Уже объявили, что поезд отправляется через пять минут. Проводник не открыла платформу в тамбуре, я стала кричать, заберите детей. Только вышли из вагона поезд тронулся. Валя говорит: «А мы встречали Симу». Приехали в Новониколаевку.

Я поразилась красоте подворья, чистота, низенькие ажурные литые бетонные заборы, и море разных цветов. Валя хотела нас разместить в доме, я увидела гостевые комнаты во дворе, попросилась, что с детьми будет проще в гостевой комнате. Пообедали, нам предложили съездить на Азовское море на Пресноводную. Море было холодное и очень мелкое. Погода была ветреная. Окунулись несколько раз, дно глинистое, пока выбрались, были грязные, как хрюшки. По внешнему виду Юрия Андреевича, поняла, что ему это не понравилось.

Вернулись домой, вымыла детей, одела чистые маечки и шортики, все вещи перестирала. Валя начала готовить ужин я ей помогала. Детей с Лёней отправили в дом. Практически дом был частью музея. Там находились картины, оружие, старинная библиотека, часть утвари и большой белый турецкий ковёр.

Дети расположились на ковре, посмотрели телевизор и ушли с Лёней в гостевую комнату. Мы с Валей на кухне, она попросила принести что-то из дома. Я прихожу и говорю, там Юрий Андреевич с лупой что-то ищет в зале на ковре. Она: «Не обращай внимания, он такой пендитный, ищет песок с одежды детей, он и после меня это делает».

-6

Я обрадовалась, что мы остановились в гостевой комнате. В тот день нам показали музейные вещи. Поразила коллекция картин, старинная библиотека, несколько десятков керосиновых ламп, простых, медных, стеклянных, с козырьками и абажурами. Рядами выставлены старинные самовары из разного материала, вензелями и надписями и датами, в основном восемнадцатый, девятнадцатый век. Юрий Андреевич с лупой проводил экскурсию, а следом за ним хвостиком Лена, она в тот год шла в первый класс, уже читала. Следом за ним перечитывала и исправляла, где он неверно прочёл. Валя переволновалась, потому, что Юре не нравились такие комментарии.

Днём я присмотрела выключатель на доме. Ночью Наташа попросилась в туалет, я и нажала на выключатель. Сработала сигнализация, подняли всех на ноги и пса тоже. Больше всех всполошился Юрий Андреевич, с криком стойте стрелять буду. Я думала, до утра не доживу.

Утром вышла в огород Валя копает картошку. Говорю: «Давай мы с Алексеем поможем». Она: «Надо у Юры спросить». Я пошла в дом. Он в махровом полосатом халате, в красном колпаке на голове, с гусиным пером, что-то пишет за конторкой. Там лежала большая книга в бархатном переплёте.

Я изложила своё предложение. Он, стойте, так не делается. Открыл православный календарь и говорит сегодня великий праздник, Успение, работать нельзя. Я ему сказала: «С Вашего позволения мы с Алексеем выкопаем картошку». Мы ушли в огород, через какое-то время вышел и он, в полосатой пижаме. «Ну ладно возьмём грех на душу», - сказал он.

Через полчаса работу завершили, в основном Валя с Лёней, мне в паре с Юрием Андреевичем рядка два досталось. В финале он воткнул лопату в землю и произнёс речь: «Вот и всё, теперь можно и в отпуск идти».

После второй ночи, утром я слышу, за что-то он отчитывает Валю. Уехал.

Я спросила: «Что-то не так». «А, ну его. Вечером попили молоко и оставили не помытые кружки», - ответила Валя.

В этот день они увезли нас на поезд, я благодарила их за гостеприимство, извинялась за представленные им неудобства.

Валя часто приезжала в гости и сходить к маме на кладбище. Гостила не долго, сутки - двое, и: "Надо ехать, как там Юра без меня".

Валентина Клименко, Елена Капустина и Серафима Капустина
Валентина Клименко, Елена Капустина и Серафима Капустина

По пути заезжала в Краснодар к двоюродной сестре Светлане Степановне Костенко, и двоюродным тётушкам Нине и Рае. У меня о них сведений нет. Серафима с ними тесно общалась, ездила к ним в гости, писала письма. В 1990 году они гостили у Симы. В тот раз они все вместе ездили на родину в Воронежскую область, это была единственная её поездка туда.

-8

Приезды Валентины Алексеевны, часто были связаны с тем, что она собирала здесь старинные казачьи убранства и костюмы, старинную утварь, предметы ручной ковки, и всё это возила в сумках, на перекладных через Краснодар и Симферопольским автобусом до трассы на Керчь, а там встречал Юрий Андреевич.

Как жена она боготворила Юрия Андреевича, она жила его интересами. Его идея, а она претворяла всё в жизнь. Она была счастлива этим, хотя тётушку Симу это раздражало.

Валентина с Борисом и Серафимой
Валентина с Борисом и Серафимой

После ухода Юрия из жизни она приезжала в гости, всем везла гостинцы и видеокассеты. Всё время говорила о Юре, ей хотелось с кем-то поговорить и поделиться своими воспоминаниями о нём. На этой почве у них с Серафимой получились разногласия. И она приходила к нам, мы могли проговорить всю ночь.

В преклонном возрасте Валентина Алексеевна третий раз вышла замуж. Мужем стал известный крымский писатель Василий Яковлевич Маковецкий. Он родился 18 марта 1931 года в г. Ирпень Киевской области. Он был членом Союза писателей СССР, Союза русских, украинских и белорусских писателей Крыма, НСПУ, Союза писателей Республики Крым.

Валентина Клименко (Чумакова) с третьим мужем, Василием Маковецким
Валентина Клименко (Чумакова) с третьим мужем, Василием Маковецким

Несколько лет жизни с ним Валентина называла самыми счастливыми в своей жизни. Потому что наконец заботилась не она, а заботились о ней. Она так радовалась что Василий Яковлевич сделал отопление в доме. До этого всю жизнь жилье отапливалось плохо, зимой мёрзли. Он провел воду в дом. И в целом делал сам всю мужскую работу по дому. Его тоже уже нет, ушёл из жизни в 2019 году.

Последний раз Валентина Алексеевна была в посёлке Орловском в 2010 году, а 2011 году её не стало. Она прожила почти 79 лет. С её уходом, лично для меня, ушло что-то такое значимое.