Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Глубокий разбор "Унесённых призраками": Как Тихиро прошла испытания и вспомнила себя

Среди огромного объёма мультфильмов, и в частности аниме, особое место занимают таинственные, волшебные, странные мультики Миядзаки. Часто ведутся разговоры о том, что он пытался заложить в мультфильм «Мой сосед Тоторо». Ярким проявлением направления стимпанк, а также многогранным содержанием обладает мультфильм «Ходячий замок».

В этой статье пойдёт речь о мультфильме «
Унесённые призраками» 2001 года, в котором странным и таинственным образом сочетаются реальный мир людей и таинственный мир духов.

Каким образом девочка и её родители проникли в этот мир? Каков был смысл действий, совершаемых девочкой в мире духов? Какие были зацепки, на что опирается сюжет? И в целом некоторые затаённые смыслы я постараюсь приоткрыть в данном повествовании. Итак, Миядзаки, «Унесённые призраками», тайный смысл.

Изначально девочка (Тихиро) замечает, что цветы её вянут. Это происходит ещё в машине, когда она лежит на заднем сиденье. Тем самым показывается их приближение к какому-то параллельному миру. Увядание цветов зачастую является свидетельством того, что присутствует дух иного мира. Подобный паттерн встречается в разных экранизациях и упоминаниях.

Затем они приближаются к тоннелю, который ведёт их на вокзал. За окнами они слышат звук поезда. Лавки этого помещения напоминают железнодорожный вокзал. Затем они выходят и видят пустошь, которая позже в этом мультфильме наблюдается как заполненная водой. Соответственно, они проходят в этот мир через открывшиеся, условно говоря, ворота. Такое встречается часто как в восточном, так и в западном фольклоре.

В восточном фольклоре также часто упоминаются случаи, когда люди проникают в мир иных существ из параллельных миров. В частности, рассказ «В стране водяных» (есть в замечательной озвучке Сергея Чонишвили) как раз о том, как человек проник в этот мир и прожил там какое-то время, общаясь с местными жителями и подробно повествует об их быте и жизненном укладе. Так и герои этого мультфильма, проникают в мир других существ, в мир духов, поскольку так сложилось, что этот проход оказался в данном месте и в данное время открыт и привлёк их внимание. Их буквально втянуло туда, о чём свидетельствует ветер, который втягивает листья в тоннель.

Дети чрезвычайно чувствительны ко всему, они в некотором роде гиперчувствительны, и в том числе чувствительны к присутствию чего-либо в нашем мире. Существует множество исследований и доказательств того, что дети легко могут почувствовать то, что давно уже разучились чувствовать взрослые.
Героиня этого мультфильма кричит своим родителям, что надо уходить. Она не притрагивается к еде, когда те жадно пожирают угощения, которые находятся на столах и ждут кого-то. Миядзаки изображает маму и папу, жадно поглощающих эти угощения, жир и приправы текут по их лицам, и в какой-то момент они уже не замечают свою дочь, которая продолжает кричать.

Родители Тихиро ведут себя так, будто всегда здесь были. Их трансформация в свиней — процесс не мгновенный. Сначала это лишь жадность в глазах, потом — животные жесты, и только затем полное превращение. Миядзаки словно говорит: мы не становимся свиньями в одночасье — мы ими постепенно вырастаем.

-2

Местный "комендант", условно говоря, Хаку (хранитель реки Кохакугава в человеческом облике), замечает её и настоятельно рекомендует срочно покинуть это место. Он говорит: "Беги через реку, уже смеркается" — и старается остановить время. Мы видим, как девочка бежит по ступеням. Из местных скульптур вытекает вода, которая наполняет, судя по всему, этот водоём. Потом Тихиро вступает в воду и не может её преодолеть.

С наступлением ночи приходит вода, по которой приплывает корабль с духами, наслаждающимися угощениями и купальнями. Оказывается, родители уже в плену, а Тихиро в ловушке, в которую попала, стремясь спасти своих родителей.

Важно понимать: Тихиро не выбирает быть героиней. Она просто делает то, что должно.
Девочка с повышенной чувствительностью, а родители с полным отсутствием этой чувствительности. Возникает задача преодолеть этот тайный мир и вывести оттуда своих родителей, спастись самой. И ей в дальнейшем это удаётся посредством своих черт характера, своей настойчивости и своих намерений, которые у неё открываются в момент преодоления полного уныния и отчаяния.

-3

Мы можем наблюдать, как изящно, нестандартно и своеобразно Миядзаки изображает различных духов, покидающих приплывшее судно и идущих в город. Могу предположить, что в богатом восточном духовно-мистическом мире эти образы действительно существуют, и Миядзаки просто взял их оттуда.

Эти образы заимствовали все, кому не лень. Мастер Йода является одним из восточных божеств, которого позаимствовал Джордж Лукас, когда снимал «Звёздные войны».

В мультфильме «Унесённые призраками» ярко существует контраст между плотным миром и миром духовным. Призраки обретают свою форму и становятся обозримыми, покидая корабль. В то же время девочка Тихиро становится прозрачной, что говорит о том, что чем больше она углубляется в мир духов, тем в большей степени исчезает сама как нечто плотное.

Тогда опять появляется "местный комендант" Хаку и предлагает ей съесть пилюлю, которая позволит задержать этот процесс и сохранить её сущность, чтобы она не растворилась в мире духов без остатка. Таким образом, он помогает ей сберечься. Он делает это не просто так; у него есть подсознательное стремление помочь этой девочке, и чуть позже мы к этому вернёмся.

Для чего дух в мультфильме «Унесённые призраками» помогает девочке остаться в своём рассудке?

Также, теряя самообладание, девочка теряет контроль над своим телом и не может встать в какой-то момент. Хаку помогает ей встать, совершая заклинательные действия над её телом. Мы опять же убеждаемся в том, что Миядзаки пытается показать переход от мира плотного к миру бесформенному, и тем самым живой человек теряет там контроль над своим сознанием, над своим телом, но может удержаться благодаря несколько иным качествам, которые на самом деле человек призван получить в течение своей жизни.

Некоторые из этих качеств он имеет с самого начала, потом он их забывает, а потом делом жизни становится их вспомнить, восстановить, сохранить и преумножить. В том числе это осознанность, трезвость, ясность взглядов, сохранение своего внимания и некоторые другие качества, которым, я полагаю, ещё нет названия или же эти названия малоизвестны (симультанное, объёмное мышление, чувствительное и интуитивное познание, норма хаоса ... )

-4

Местный комендант представляется ей как Хаку и знает её имя. Он говорит, что ему кажется, будто он знал её раньше. Также он делает ей внушение, прикоснувшись к её лбу. Внушение гласит, что она должна пройти по лестнице, спуститься к деду Камадзи и убедить его в том, что хочет работать. Потому что кто здесь не работает, тех порабощает ведьма.

Эта ситуация очень напоминает ту, с которой встречается, согласно религиозно-мистическому учению как восточного, так и западного толка, человек, умерший. В частности, "Бардо Тхёдол" повествует о том, каким образом надо помнить о демонах и прочих существах-превратниках, как они будут выглядеть, какие у них имена и как с ними общаться. Человек, перешедший в это междумирье, должен помнить их и уметь ответить на их вопросы, а также отстоять свою точку зрения. Приблизительно этот паттерн мы встречаем в мультфильме «Унесённые призраками» в момент, когда Хаку отпускает Тихиро.

В какой-либо другой культуре людям предлагалось бы молиться или, как говорится, "держать кулачки" за душу девочки, блуждающей в иных пространствах, чтобы она там не растворилась, а дошла до счастливого финала. В данном случае Хаку делает ей внушение, чтобы она не потерялась. Девочка запоминает эту информацию и в конце произносит имя превратника — Камадзи.

Что лично у меня вызывает особый интерес, так это то, что дед Камадзи говорит служанке, которая приносит еду, что Тихиро — это его внучка. Причём он говорит это с такой будничной обыденностью, как будто бы такое уже случалось ранее. Будто бы внучки могут оказываться в этом мире и общаться со своими усопшими дедами, которые каким-то образом занимают там вакантные должности. Именно так он и говорит: "Это моя внучка". Будто бы всё нормально и предлагает за молчание жареного тритончика.

Лёгкая коррупционная прослойка присутствует и в купальнях Абурайя

-5

Опять же, девочка проявляет настойчивость у деда Камадзи. Он начинает верить в неё. Можно считать, что она прошла этого превратника, и теперь движется дальше. Ей нужно заключить договор с Юбабой. Ей предстоит отстоять свои намерения у самой главной ведьмы.

Пока что для меня остаётся открытым вопрос: почему именно жареный тритончик так ценится в духовном мире? Возможно, ответ кроется в той самой «утрате вкуса к жизни», с которой сталкиваются и люди, превратившиеся в свиней... Но это — тема для второй части нашего разбора.

А пока предлагаю задуматься:
— Что в вашей жизни играет роль «тритончика» — того самого ложного, но такого притягательного «лакомства», за которым мы готовы забыть собственное имя?
— Как часто вы, подобно родителям Тихиро, соглашаетесь на сомнительные «угощения», лишь бы не чувствовать пустоту?

Продолжение следует...

Александр Родин, психолог экзистенциального направления. г.Ростов-на-Дону

Помогаю в ситуациях утраты смысла, поиска жизненной опоры и своего пути.

Консультации онлайн. Ваша история — не случайность. Ваше имя — не просто слово.

P.S. Поисковый запрос «психологический подкаст Александра Родина» приведёт вас к множеству ресурсов, где я в аудиоформате рассуждаю о различных жизненных ситуациях, а также о психологическом, философском и экзистенциальном взглядах на них.
Вацап

Автор: Александр Родин
Психолог, Супервизор, Кризис-психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru