Прежде чем Германия загремела на весь мир со Scorpions и Accept, в ней десятки групп боролись за место под солнцем хард-рока. Они не попали в обойму, не получили ротацию MTV, не выступали на аренах но их пластинки звучали в подвалах, автомастерских и клубах от Бохума до Киля.
Это был рок, рождённый на репетициях после работы, с усилителями, замотанными изолентой, и подражанием британским кумирам. И именно он стал тем фоном, на котором выросла немецкая тяжесть.
🔹 Night Sun
Годы активности: 1970–1973
Звучание: прото-метал, хард-прог
Их альбом Mournin’ (1972) — взрыв: агрессивный орган, гитарные запилы, истеричный вокал. Один из самых тяжёлых релизов начала 70-х в Европе.
Почему забыли: группа распалась сразу после дебюта.
Почему стоит вспомнить: Mournin’ звучит как европейский Motorhead до Motorhead — для своего времени это был шок.
🔹 Silberbart
Годы активности: 1971
Звучание: психо-хард, шумовой рок
Группа просуществовала чуть больше года и записала один безумный альбом — 4 Times Sound Razing. Это смесь Blue Cheer, раннего Sabbath и психоделии на грани с фри-джазом.
Почему забыли: слишком странны даже для андеграунда, выпущены ограниченным тиражом.
Почему стоит вспомнить: по-настоящему жестокий, рвущий рок, где границ между жанрами нет.
🔹 Tiger B. Smith
Годы активности: 1972–1975
Звучание: тяжёлый глэм-хард
Один из редких немецких проектов, вдохновлённых одновременно хард-роком и глэмом. Альбом We're the Tiger Bunch — это грязь, ке/ксуальность, веселье и риффы в духе Slade и Sweet.
Почему забыли: имидж слишком вызывающий для консервативной немецкой прессы, мода быстро ушла.
Почему стоит вспомнить: идеальный хард-глэм с немецкой дерзостью.
🔹 Dull Knife
Годы активности: начало 70-х
Звучание: органный хард-рок, блюзовый прог
Ещё один однолюбовник: Electric Indian (1971) — энергичный, тяжёлый, местами психоделичный хард с мощным органом.
Почему забыли: отсутствие поддержки, один альбом.
Почему стоит вспомнить: фанатам Atomic Rooster, Uriah Heep — это подарок.
🔹 Message
Годы активности: 1971–1981
Звучание: хард-прог, мелодичный рок
Группа с британским вокалистом, сочетающая тяжесть и прогрессию. Альбом From Books and Dreams (1973) — интересная смесь меланхолии и хард-звучания.
Почему забыли: не имели чёткого образа, утонули среди жанров.
Почему стоит вспомнить: по звуку ближе к Nektar, но с добавлением тяжести.
🔹 McChurch Soundroom
Годы активности: 1971
Звучание: тёмный прог-хард
Мрачный, флейтовый, напористый хард с джазовыми отголосками. Их альбом Delusion (1971) — звучит как анти-Jethro Tull с упором на гитарную атаку.
Почему забыли: название, оформление, и звук — всё отпугивало массового слушателя.
Почему стоит вспомнить: это один из самых недооценённых хард-прог-альбомов Германии.
🔹 Electric Sandwich
Годы активности: 1973
Звучание: фьюжн-хард, психоделия
Группа, звучащая на стыке хард-рока и джаза. Их одноимённый альбом (1973) — это весёлое, почти психо-фанковое безумие.
Почему забыли: слишком эклектичны.
Почему стоит вспомнить: классный пример джаз-рока, который хочет быть тяжёлым и у него почти получается.
🔹 Fargo
Годы активности: 1973–1984
Звучание: мелодичный хард, пред-AOR
До того, как их гитарист стал основателем Victory, Fargo играли добротный американизированный хард с элементами boogie и FM-звучания.
Почему забыли: им не хватило «тяжести» для метала и харизмы для мейнстрима.
Почему стоит вспомнить: для любителей чистого, лёгкого хард-рока без кричащих образов.
🔹 Faithful Breath (до превращения в Risk)
Годы активности: 1967–1986
Звучание: хард-прог → хэви-метал
Начинали как прог-группа, но к середине 70-х перешли в классический хард-рок. Альбом Rock Lions (1980) — грубый, плотный, с типичным немецким гитарным прессингом.
Почему забыли: позже перешли в трэш и потеряли имя.
Почему стоит вспомнить: хорошая иллюстрация перехода от прога к метальному мышлению.
🔹 Sahara (ex-Juno)
Годы активности: 1971–1977
Звучание: прог-хард, симфо
Их альбом Sunrise (1974) — красивый, эмоциональный и по-настоящему зрелый. Это прог, но с тяжёлым гитарным фоном.
Почему забыли: не хватило медийного веса, не подходили под ни одну волну.
Почему стоит вспомнить: яркий пример того, как немцы играли гитарный рок без англофетишизма.
Эти группы не заполняли стадионы. Их винилы не переиздавались десятилетиями. Но их звук настоящий слепок с подземного слоя германской сцены, шумный, тяжёлый и живой - только гитара и рок.