Иностранные слова запретили! Совсем! Полностью!
Новости с таким посылом встречаются все чаще — мы попросили экспертов Тотального диктанта отделить зерна от плевел.
Немного вводных:
С 1 марта 2026 года вступают в силу изменения сразу к нескольким законам, в том числе к закону «О защите прав потребителей», «Об участии в долевом строительстве» и «Об основах законодательства о культуре».
Через эти поправки вводятся новые обязательные нормы в отношении русского языка в публичной визуальной среде: от вывесок до названий жилых комплексов.
❌ Чего не будет:
полного запрета на любые иностранные слова в названиях.
✅ Что необходимо учесть компаниям с названием на латинице:
- Все вывески, указатели, таблички, афиши и витрины должны содержать русский текст на кириллице.
- Иностранные названия (на латинице) должны быть дублированы по-русски и именно кириллицей.
❌ А для новых ЖК и других объектов? Нельзя использовать латиницу?
✅ Можно, но с определенными оговорками.
Для новых жилых комплексов и объектов долевого строительства наименования должны быть на русском языке и (цитируем) «только с использованием кириллицы».
Например, название Total house для нового ЖК не пройдет.
Должно быть «Тотал хаус». Можно оставить латиницу, но только как второстепенный элемент (например, в логотипе) и не вместо русского названия.
❓ Пока остаются неясными следующие моменты:
- Кто будет следить за соблюдением норм? Роспотребнадзор, архитектурные комиссии, местные органы или Минкульт? Пока непонятно.
- Какова ответственность? Штрафы? Как будет осуществляться демонтаж вывесок? Нет ясных механизмов.
- Будет проверяться соответствие логотипов или только вывесок? Вопрос пока открыт.
❌ Что может вызвать проблемы:
• Слоганы вроде Be bold. Be real, Your city. Your style могут потребовать русской версии. Просто дублирования в подстрочнике может быть недостаточно.
• Названия вроде One and double, Spirit fitness на фасаде магазина или салона должны получить русскую надпись, выполненную кириллицей.
• Все объекты, введенные в эксплуатацию после 1 марта 2026 года, подпадают под новые правила. Это касается и названий, фигурирующих в наружной рекламе ЖК.
📌 Что не надо менять:
- Зарегистрированные товарные знаки: если вы официально зарегистрировали название бренда на латинице, менять его не нужно.
- Объекты, введенные в эксплуатацию до вступления закона в силу, сохраняют свои названия — они не подпадают под новые требования.
✏ Сухой остаток
Поправки формально направлены на укрепление позиций русского языка, и мы как проект «Тотальный диктант», безусловно, приветствуем идею повышения языковой культуры. Однако в нынешнем виде закон оставляет много неопределенностей: неясны механизмы регулирования, способы контроля и практики применения.
Совет: пока есть время, обязательно проведите аудит своего бизнеса или бизнеса клиентов, чтобы заранее изменить дизайн вывесок, а не делать это в спешке 27 февраля 2026 года. В это время уже лучше готовиться к Тотальному диктанту ;)