Найти в Дзене
Я люблю лодки!

Яхтенное правило "Четыре П"

Оглавление

Впервые я услышал это правило из уст инструктора яхтенной школы: оно было коротким, легко запоминающимся, помогало правильно ответить на вопросы экзамена и настраивать паруса яхты. Прошли годы и я сжился с правилом, считал его общеизвестным, но опрос показал, что это не так.

Правило "Четыре П" или "ПППП"

Правило определяет действия при турбулентном обтекании паруса воздушным потоком. Название правила является аббревиатурой по первым буквам слов:

ПППП = Подветренный Полощет Приведись или Потрави.

Интересуетесь, кто здесь подветренный и кого потравить? Тогда изложу в самой полной версии:

ПППП = Подветренный (колдунчик) Полощет Приведись (к ветру) или Потрави (шкот).

Приведись - поставь судно на более острый курс относительно ветра.
Потрави - отдай, ослабь натяжение снасти.

Зачем?

По мере увеличения угла атаки (угла между хордой паруса и направлением ветра) парус ведет себя так:

  • не имеет тяги и полощет;
  • возникает подъемная сила, часть которой — сила тяги, направлена вперед;
  • сила тяги достигает максимума;
  • аэродинамическое сопротивление растёт, сила тяги падает.

Следовательно, поиск оптимального угла атаки - одна из первых задач яхтсмена.

На конкретное оптимальное значение угла атаки ориентироваться не получится: угол будет зависеть от размеров паруса, особенностей конструкции, текущих настроек, скорости вымпельного ветра и так далее. Надёжный индикатор - колдунчики, а рекомендации к действию - это ПППП.

Почему?

Для ответа нам потребуются пара определений.

Турбулентность (от лат. turbulentus — бурный, беспорядочный) — явление, при котором в потоке жидкости или газа образуются многочисленные нелинейные фрактальные волны (вихри).
Срыв потока — отделение потока газа или жидкости, обтекающего тело, от его поверхности вследствие отрыва пограничного слоя.

На рисунке ниже видно, как по мере увеличения угла атаки, на подветренной стороне паруса возникает сперва турбулентность (Б), а затем и срыв потока (В). Парус резко теряет подъемную силу из-за противотечений на его поверхности - судить об этом вы можете по эпюрам разрежения справа. В случае Б подъемная сила уменьшается примерно на треть относительно А, а в случае В - на половину. У самолета срыв потока на крыле приводит к сваливанию и штопору, у яхты - к потере скорости, избыточному дрейфу и крену.

Работа паруса при разных углах атаки. На приведённые значения угла атаки не обращайте чрезмерного внимания - это частный случай
Работа паруса при разных углах атаки. На приведённые значения угла атаки не обращайте чрезмерного внимания - это частный случай

На парусной яхте за увеличением вихревого пузыря (турбулентного пятна) наблюдают по колдунчикам.

Передний колдунчик 1 попал в вихревой пузырь
Передний колдунчик 1 попал в вихревой пузырь

Наибольший интерес для наблюдения за турбулентностью представляют зоны паруса вблизи передней и задней шкаторин — там обычно и размещают колдунчики. Часто бывает, что на главном парусе (гроте) колдунчики располагают только по задней шкаторине. В этом случае нет подветренного и наветренного колдунчика — он один на обе стороны паруса. Такой колдунчик затягивает в подветренную сторону, и он полощет тем сильнее, чем выше турбулентность: подсказывает, что нужно уменьшить угол атаки, потравив шкот или двигаясь острее к ветру.

Колдунчики и зоны их размещения. Красный - с левой стороны паруса, зеленый - с правой
Колдунчики и зоны их размещения. Красный - с левой стороны паруса, зеленый - с правой

Итак: Подветренный Полощет Приведись или Потрави.

Не знали? - Поставьте лайк. Знали - напишите в комментариях. Возможно, в ваших краях это правило формулируется иначе? Наша страна огромная: богатое терминологическое разнообразие вызывает живой интерес.

Благодарю за внимание!

Следующая статья: Электрооборудование маленького парусного швертбота