Японию очень часто называют «Страной восходящего солнца», что объясняется ее географией. Расположенная на самом восточном краю Евразии, Япония одной из первых на планете встречает рассвет. Именно поэтому с древних времен японцы и называют свою родину «Ниппон», что означает «источник солнца». Со временем это название стало устойчивым международным символом Японии.
Страна восходящего солнца занимает около 378 000 квадратных километров (примерно, как штат Калифорния в США) и представляет собой архипелаг, состоящий из более чем 6 800 островов. 4 из них – Хонсю (самый большой), Хоккайдо, Кюсю и Сикоку составляют 97% всей площади страны. Большая часть ландшафта – это горы и вулканы.
Самая известная вершина – гора Фудзи, являющаяся не только самой высокой точкой страны, но и культурным и туристическим символом Японии. Но об этом вы и без меня знаете.
А вот известно ли вам, что, если, находясь в одном из японских городов, забыть на скамейке, скажем, бумажник или смартфон, и вернувшись за ним через пару-тройку часов, то можно обнаружить его…на том же месте! И это чистая правда.
Япония - это страна с одним из самых низких уровней преступности в мире, и особенно по части насилия и грабежей. В некоторых районах полиция даже устраивает подставные преступления – вроде, оставленного без присмотра велосипеда или потерянного бумажника. Просто для того, чтобы посмотреть, кто на это клюнет. Но арестовывать некого.
Даже Токио, один из самых густонаселенных городов мира, где проживает почти 38 млн человек, стабильно входит в список «самых безопасных городов» по версии авторитетных зарубежных изданий. В Токио считается нормой, когда маленькие дети самостоятельно едут в школу на поезде, а взрослые спокойно возвращаются домой поздно ночью.
Но откуда в Японии культура почти нулевой преступности? Все дело в менталитете и воспитании. С ранних лет японских детей учат важным моральным принципам: подбирать мусор, уважать окружающих, возвращать найденные вещи. Эти уроки не факультативны, они не являются частью повседневной школьной рутины. И это не правила, а отражение глубокого культурного понятия – честь.
В Японии плохие поступки влияют не только самого человека, который их совершил, но и позорят всю его семью, компанию и даже бывшую школу. Социальное давление в Японии крайне сильно, и «потерять лицо» в японском обществе считается более тяжелым наказанием, чем тюремный срок. Поэтому честность здесь не просто норма, а стиль жизни, привитый с детства.
Но не честностью единой. Важная составляющая японского общества – культура извинений. В Японии извинения – это не только слово «прости», а целый ритуал, пронизанный веками уважения и стремления к гармонии. Каждая деталь, от используемых слов до угла поклона, имеет глубокий смысл. Иногда в знак раскаяния люди даже жертвуют волосами!
Это происходит, когда случаются громкие скандалы и серьезно уронена честь, особенно на глазах общественности. Этот жест, бритье головы налысо, уходящий корнями в эпоху самураев, и символизирует утрату эго и достоинства. В культуре, где гордость всегда ценилась выше жизни, остаться без волос – это мощный акт покаяния.
Однако культура японских извинений поражает еще одним фактом. Сказать «прости» не всегда означает, что ты виноват. Часто этот способ позволяет снять напряжение, восстановить гармонию в отношениях или выразить уважение.
Японцы могут извиниться даже если, скажем, это они в кого-то врезались - просто чтобы не поставить другого человека в неловкое положение. Именно это стремление к коллективному спокойствию, а не к личному оправданию, делает японскую культуру извинений такой уникальной и подчас совершенно непонятной для иностранцев.
…Как, впрочем, и индустрия аренды «родственников», которая особенно в последние годы пользуется огромной популярностью у местных жителей. В Токио и других крупных городах Японии работают агентства, где можно нанять «родственника» по индивидуальному запросу: рост, вес, цвет глаз, чувство юмора и умение вести беседы…
Нужна заботливая мама, веселый дядя или ласковый партнер? Все возможно…за определенную сумму. Почасовая ставка обычно составляет от 50 до 100 долларов, но за услуги на целый день и, особенно, для участия в таких мероприятиях, как свадьба, придется заплатить до 20 000 долларов.
В такие «ВИП-предложения» может входить даже фиктивный жених и подставные гости, действующие по тщательно прописанному профессиональному сценарию. В общем, любой каприз за ваши деньги!
Что же делает эту индустрию такой успешной? Во-первых, невероятная игра актеров! Их фактически дрессируют, поскольку подставные родственники и партнеры умеют плакать по сигналу, естественно изображать влюбленность и даже сочинять фальшивые воспоминания. Многие заказчики говорят, что не смогли отличить нанятых актеров от настоящих друзей и знакомых.
А, во-вторых, в обществе, где одиночество и эмоциональная отстраненность становятся все более заметными, такая услуга действительно необходима.
Но и это еще не все, чем можем удивить и порадовать Страна восходящего солнца. Вы знали, что самым узнаваемым японским изобретением в сфере кулинарии является вовсе не суши или сашими, а лапша быстрого приготовления! В Японии у этого блюда есть даже собственный музей. Лапша быстрого приготовления для японцев – это не просто еда. В свое время она помогала бороться с голодом, а также стала рационом для космонавтов.
В далеком теперь уже 1958 году Момофуку Андо у себя на кухне изобрел первый пакетик лапши. Достаточно было всего 3-х минут и горячей воды, и перед вами теплое, сытное и доступное блюдо. Простая и гениальная идея, которая произвела гастрономическую революцию во всем мире!
Более того, в то время, как во многих странах доступны лишь стандартные вкусы, в Японии лапша быстрого приготовления превратилась в настоящее съедобное искусство. Классический мисо, морепродукты, кари, пицца, конина, васаби – и это далеко не все варианты вкусов! Некоторые доступны только в конкретный сезон, и фанаты выстраиваются в очереди за лапшой, как за новым Айфоном.
Ну а главная достопримечательность всех поклонников этого блюда – интерактивный Музей лапши быстрого приготовления в Йокогаме. Посетители могут своими руками создать собственную версию лапши: выбрать ее форму, основу для супа, начинку и даже оформить дизайн упаковки.
Готовый продукт посетители уносят с собой в качестве съедобного сувенира. И в отличие от других музеев, в этом можно не только смотреть на экспонаты, но и пробовать их.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!