По мнению североамериканских ботаников, ячмень гривастый является аборигенным видом на большей части Северной Америки – при этом отмечается, что к области естественного ареала относятся лишь западные и северные районы материка, тогда как для восточной и юго-восточной части этот вид чужеродный.
Учёные предполагают, что на Аляске ячмень стремительно расселялся лишь во второй половине XX в. – в связи с резким увеличением площадей нарушенных местообитаний.
Ячмень гривастый распространен как в Арктике, в пределах лесотундры и на самом юге собственно тундровой зоны в естественных ценозах, так и вне ее – вид широко распространен в северо-восточной части Сибири (в основном в Якутии) и в северных районах Дальнего Востока. Вероятно, что вышеперечисленные территории также являются частью естественного ареала – кроме единичных местонахождений на севере Эвенкии.
Что касается вторичного ареала, то в Новом Свете, помимо США, Канады и Мексики,
ячмень гривастый встречается в Гренландии и в Южной Америке – в Чили и в Аргентине.
В Европе (Великобритания) выращивается в культуре с конца XVIII в.
Наиболее часто встречающаяся версия о пришествии растения на наш евразийский континент – это проникновение ячменя на Дальний Восток через западную границу его естественного северо-американского ареала и дальнейшее его расселение на запад.
Первые гербарные сборы на территории России датируются началом XIX века.
Массовое же расселение ячменя гривастого в Средней России произошло во второй половине XX века, по-видимому, в 1950-1960-е гг.
Стремительное расселение ячменя гривастого связывают с транспортным сообщением населенных пунктов, при этом не вкладывая в ячмень роль пассажира или автостопщика.
Расселение ячменя гривастого вдоль дорог транспортного сообщения в первую очередь связано с особенностью его семенного расселения.
По свободной от трав поверхности ветер перекатывает обломки колосьев ячменя шаровидной формы на 50-80 (120) м от материнских растений. Чем гуще торчат волосовидные ости у шаровидного образования, тем выше парусность и скорость перекатывания ветром.
По неровной, рыхлой или комковатой поверхности субстрата шаровидным обломкам сложно перекатываться и распространяться. Зазубренные ости цепляются за неровности и заякориваются за препятствия.
С вечерним повышением влажности воздуха гигроскопические ости впитывают влагу, теряют упругость, и обломок прижимается к поверхности; и если ячменю повезло с обочиной или пустырем, то жизнь новой особи тут и начнется.
Кроме того что свободные от растительности транспортные сообщения очень удобны для гривастого ячменя, растение еще и обладает высокой активностью и качествами агрессивного рудерального сорного растения. Другими словами – как ни крути, дорожные обочины и обедненные пустыри горячо любимы ячменем, и из неприкаянного чужеродного растения гривастый ячмень обрел роль антропогенного спутника асфальтированных, бетонированных и других в достаточной мере подходящих для расселения поверхностей.
Что касается конкретно железных дорог, то в последнее время вдоль них ячмень гривастый попадается все реже из-за использования гербицидов.
Кроме самостоятельного расселения растения, распространиться ячменю помогают и садоводы. Из культуры, где за мягкие переливающиеся «хвостики» ячмень гривастый очень любят, растение, пусть не так далеко, как по асфальту, легко сбегает, прорастая на ближайшем пустыре.
Считается, что влияние ячменя гривастого на растения местной флоры незначительно. Вместе с тем отмечено, что этот вид, захватывая новые территории, препятствует произрастанию более требовательных к увлажнению и к плодородию почвы рудеральных и луговых растений.
Правда, вот если ячмень все-таки «пустит» какую-нибудь более крупную траву по соседству, особенно если почва достаточно увлажнена и удобрена, то тут уже сам ячмень не выдержит конкуренции, поредеет и позже вовсе исчезнет.
При появлении ячменя гривастого на пастбище крупный рогатый скот отказывается от зеленой массы и сена. До выколашивания вид приемлем для питания скота, но после поедаемость его на выпасе резко падает.
Большинство литературных источников не уточняют, в связи с чем падает потребление растения, приводя в качестве причины только остроту остей и симптоматику – у скота проявляется беспокойство, раздражение пищеварительного тракта и появление язв.
Каким образом ость повреждает внутренние ткани животных – раня острыми краями или образуя свищевые ходы, как ости ковыля (про подобную остям ковыля гигроскопичность я писал выше, отсюда и предположение, что ость ячменя во влажной среде ротовой полости или пищеводе животного может вкрутиться в ткани) – остается непонятным.
В рамках мер борьбы с гривастым ячменем рекомендовано своевременное скашивание раньше, чем наступит стадия семеношения.
При обширных масштабах фитоинвазии можно прибегнуть к использованию разрешенных гербицидов сплошного воздействия, но только на участках, удаленных от водоемов. Возможно коренное улучшение кормовых угодий, заросших ячменем гривастым, включающее интенсивную механическую обработку. Биологические методы борьбы пока не разработаны, хотя отмечено, что естественными врагами растения (фитофагами) являются саранчовые, а возбудитель пыльной головни ячменя вызывает данное грибное заболевание и у этого вида.
В США эффективной мерой борьбы с ячменем считается засевание нарушенных земель быстрорастущими кормовыми травами.