Найти в Дзене
CAPTAIN NOSTALGAMER

Лучший симулятор привидений

Вы, возможно, знаете или даже смотрели фильмы серии "Астрал", где разнообразные привидения и демоны из потустороннего мира докучают людям — стоят неподвижно в углу с неестественной улыбкой, или неожиданно выпрыгивают, крича героям в лицо. Вы никогда не задумывались, что из этого портящего нервы процесса можно было бы сделать полноценную игру, причём даже стратегию? Как здорово было бы командовать такой оравой привидений: расставлять их по дому смертных и наблюдать за процессом пугания. И однажды я узнал, что, оказывается, такая игра давно существует: называется она Ghost master, и воплощает она мечты тех, кто давно хотел оказаться "по ту сторону потусторонних баррикад". Что ж, готовьте чаёк-кофеёк, и мы приступаем к рассказу о самом лучшем симуляторе привидений. Стратегия Ghost master была разработана в далёком 2003 году британской студией Sick Puppies. С тех пор многие ждали продолжения или хотя бы ремастера. Новостей по этому поводу было много на протяжении последних двадцати лет. И

Вы, возможно, знаете или даже смотрели фильмы серии "Астрал", где разнообразные привидения и демоны из потустороннего мира докучают людям — стоят неподвижно в углу с неестественной улыбкой, или неожиданно выпрыгивают, крича героям в лицо. Вы никогда не задумывались, что из этого портящего нервы процесса можно было бы сделать полноценную игру, причём даже стратегию?

Кадр из фильма "Астрал" (2010)
Кадр из фильма "Астрал" (2010)

Как здорово было бы командовать такой оравой привидений: расставлять их по дому смертных и наблюдать за процессом пугания. И однажды я узнал, что, оказывается, такая игра давно существует: называется она Ghost master, и воплощает она мечты тех, кто давно хотел оказаться "по ту сторону потусторонних баррикад". Что ж, готовьте чаёк-кофеёк, и мы приступаем к рассказу о самом лучшем симуляторе привидений.

Кадр из фильма "Астрал" (2010)
Кадр из фильма "Астрал" (2010)

Стратегия Ghost master была разработана в далёком 2003 году британской студией Sick Puppies. С тех пор многие ждали продолжения или хотя бы ремастера. Новостей по этому поводу было много на протяжении последних двадцати лет. И мне есть, чем вас порадовать: осенью 2024 года появился ремастер под названием Ghost Master: Resurrection от польских разработчиков из Mechano Story Studio. Обе версии игры на самом деле мало чем отличаются друг от друга (разве что в ремастере графика получше и добавляется какой-никакой новый контент), но в этой статье я буду рассказывать именно о первой версии Ghost master.

-3

Главное отличие вселенной игры Ghost master от фильмов ужасов про привидений — это тон повествования. Он ни в коем случае не серьёзный и не жестокий, но предельно атмосферный. Игрок — своего рода бригадир команды призраков, отправляющихся в мир живых для установления "контроля над территорией". Местом действия служит небольшой городок Грейвенвилль (что на русский можно перевести как Замогильск). Команде эктоплазменных сущностей предстоит пугать смертных во всех уголках города; помогать неприкаянным душам, застрявшим в мире живых; бороться с теми, кто способен навредить миру теней.

Карта Грейвенвилля, она же меню кампании
Карта Грейвенвилля, она же меню кампании

Кампания, состоящая из полутора десятка миссий, разделённых на три акта, водит нас по разным уголкам Грейвенвилля: мы посетим студенческие общежития (кто сказал слово "слэшеры"?), частные дома, забытые лесные хижины, пригороды, больницы, полицейские участки и даже круизный лайнер и армейскую базу. В некоторых уровнях локация повторяется, но условия сильно меняются, и могут открыться новые потайные ходы. Часто можно услышать мнение, что общего сюжета в Ghost master нет, но это не так. Хотя цели миссий поначалу кажутся несвязанными друг с другом, впоследствии вырисовываются конкретные противники из числа смертных, с которыми нам предстоит бороться: сумасшедший профессор и охотники за привидениями. Да-да, те самые охотники в тех самых костюмах, разве что имена у них тут другие.

Слева — наша призрачная команда. Справа — обитающие на локации смертные
Слева — наша призрачная команда. Справа — обитающие на локации смертные

Попадая на уровень, выбираем команду призраков, которых возьмём на задание — от четырёх до восьми. Число доступных привидений растёт по ходу кампании. Кого-то нам просто дадут по сюжету, а кого-то придётся вызволять на самих уровнях. Выбирать приходится с умом, ведь у каждого призрака свой собственный набор способностей. Кто-то умеет ломать электрические приборы, кто-то управляет стихиями, кто-то просто умеет пугать смертных, а кто-то может гипнотизировать их и заставлять идти в нужное нам место. Возможностей уйма.

Бууу — да, его реально так зовут. Наш основной пехотинец, самый что ни на есть стандартный пугающий призрак. Не он ли дядюшка Каспера?
Бууу — да, его реально так зовут. Наш основной пехотинец, самый что ни на есть стандартный пугающий призрак. Не он ли дядюшка Каспера?

Выбрав команду, попадаем уже на саму локацию и узнаём, что же нам тут нужно сделать. Конечно, бывают уровни, в которых надо просто напугать всех людей и заставить их убежать куда глаза глядят. Но многие уровни ставят перед потусторонней дрим-тим более интересные задачи. Например, помочь смертным обнаружить в доме скрытые трупы. Или заставить людишек провести нужный нам ритуал. Бывает, приходится проводить целое расследование, чтобы освободить безголового всадника от служения неприятному человечишке. Помимо главной миссии, на уровне всегда присутствует один (или чаще всего несколько) неупокоенных душ. Каждая из них тоже предлагает свой мини-квест. Если выполним, то благодарная сущность присоединится к нам. Поэтому каждый уровень становится серьёзной такой головоломкой, и чем дальше — тем труднее становится эти головоломки решать.

Вызывали электрика?
Вызывали электрика?

Выполнять цели миссии нам предстоит, расставляя по локации своих привидений. Просто так раскидать их по рандомным комнатам не получится: в мире живых призрак должен быть привязан к предметам определённого типа — оковам. Например, духов-гремлинов можно привязывать только к электроприборам. Касперообразных привидений можно помещать в любые комнаты внутри дома (снаружи они существовать не могут). Элементалей можно цеплять к предметам, связанным с соответствующими стихиями. И так далее.

Огонь ненастоящий, а призрачный, но психике смертных от этого не легче
Огонь ненастоящий, а призрачный, но психике смертных от этого не легче

Не только от подходящих оков зависит, сможем ли мы разместить нужного призрака. В левом верхнем углу скриншотов можете видеть зелёный счётчик эктоплазмы: это ресурс, определяющий нашу связь с миром живых. Сначала этого ресурса у нас очень мало, и мы можем выставлять только слабых духов — всяких гремлинов, призрачных паучков, полтергейстов и тому подобное. В процессе пугания людей количество эктоплазмы растёт, и мы можем переходить к более тяжёлой артиллерии. Если же смертные ничего не боятся и ужасать их не выходит, то эктоплазма медленно уменьшается. Опустится до нуля — и уровень можно начинать заново.

Размещённый призрак начинает применять свои способности: которые, кстати, между уровнями можно прокачивать. Электрические духи заставляют технику подозрительно барахлить. Водные элементали устраивают потопы в ванной. Банши поют и зазывают смертных на чердак. Всякие "касперы" играют с людишками в прятки, то появляясь у них перед глазами, то исчезая. Всё это постепенно действует смертным на нервы, нам на радость.

Почти все напуганы. Осталась только Кэрол. Но банши уже приготовила свой страшный приём. Это хорошо, а то уровень сперва шёл не по плану: экстрасенс и охотник двоих наших уже успели изгнать
Почти все напуганы. Осталась только Кэрол. Но банши уже приготовила свой страшный приём. Это хорошо, а то уровень сперва шёл не по плану: экстрасенс и охотник двоих наших уже успели изгнать

Кстати, насчёт смертных. У каждого человека есть свой набор страхов — обычных (так сказать поверхностных) и подсознательных. И три полоски "статов". Красная отвечает за ужас: если она заполнится, смертный в страхе убежит с уровня. Это самый стандартный способ избавиться от людишек с помощью пугания. Синяя полоска отвечает за веру в сверхъестественное: чем больше она заполнена, тем лучше на смертного работают пугалки, и тем быстрее будут заполняться остальные полоски. Наконец, оранжевый показатель связан с сумасшествием: всяческими голосами и непонятно откуда доносящимся смехом можно свести людишек с ума. Тот, у кого оранжевая полоска заполнится до предела, не сбежит с уровня, а практически перейдёт на нашу сторону: будет бродить по локации, нести всякий бред и пугать окружающих. Но есть среди смертных и опасные товарищи: экстрасенсы, ведьмы, священники и охотники за привидениями. Они способны находить наших призраков и изгонять их с уровня, что добавляет в миссии толику напряжения и вынуждает действовать осмотрительнее.

Да, это уровень про полтергейста. Как догадались?
Да, это уровень про полтергейста. Как догадались?

Ghost master радует не только изящным совмещением юмора и "страшно-призрачной" атмосферы. Эта игра ещё и наполнена всевозможными отсылками на фильмы ужасов. "Полтергейст", "Сонная лощина", "Цельнометаллическая оболочка", "Зловещие мертвецы", "Призрак оперы"... ну и, само собой, "Охотники за привидениями". Если Вы смотрели какой-то из этих фильмов, то просто не сможете не улыбнуться на некоторых уровнях. Одним словом, Ghost master — это игра, в которую обязан поиграть любой, кто любит ужастики, головоломки и стратегии. Особенно сейчас, когда вышел ремастер.

P.S. Недавно узнал, что скоро (до конца 2025) выходит новая игра Ghost Keeper. Достаточно просто посмотреть трейлер, чтобы понять, чем вдохновлялись разработчики. Демка уже доступна, кстати.