25 июня, 18:00 по Гринвичу. Контейнеровоз «Wan Hai 503», словно израненный зверь, продолжает свой мучительный путь на буксире. Позиция: 09°16.73' с.ш., 074°49.96' в.д. – примерно 88 морских миль от индийского побережья.
Судно с трудом продирается на запад-юго-запад со скоростью жалких 1.2-3 узла. Мощная килевая и бортовая качка, вызванная неослабевающим свирепым волнением, делает каждую милю испытанием. Расчетное время выхода за пределы Исключительной Экономической Зоны (ИЭЗ) Индии – поздний вечер 27 июня или раннее утро 28 июня, если погода смилостивится.
Эпицентром катастрофы остается трюм №4. Катастрофическая потеря герметичности – частичное обрушение люковых закрытий и коллапс контейнерных штабелей в носовой части – открыла доступ шквальным ветрам. Они, как кузнечные мехи, раздувают тлеющий огонь, особенно яростный в контейнерах с пластиковой смолой. Тепловизоры фиксируют опасные температурные очаги у шпангоутов 83, 93 и 103, где жар достигает 228°C. Густой, едкий черный дым продолжает стелиться над палубой.
Борьба с разбушевавшейся стихией ведется непрерывно. Буксиры «Сакшам» (Saksham) и «Уотер Лилли» (Water Lily), заняв позиции по левому и правому борту, ведут упорное охлаждение корпуса, пытаясь сдержать распространение огня. Однако все попытки аварийно -спасательных партий высадиться на борт терпят неудачу. Причина – усугубляющиеся погодные условия и неприемлемые риски для жизни: от потенциально токсичных веществ в затопленном машинном отделении (МО) до нестабильных конструкций.
Затопление МО вкупе с ограниченными возможностями по осушению вызывает серьезнейшие опасения за остойчивость судна. Марки осадки в районе миделя с правого борта не читаются – не из-за погружения в воду, а из-за термического повреждения краски. Это осложняет оценку фактической посадки.
На линии огня – буксиры «Оффшор Уорриор» (Offshore Warrior), «Сакшам», «Уотер Лилли» и «Сароджа Блессинг» (Saroja Blessing), выступающие плавучими базами. На их палубах развернут впечатляющий арсенал: независимые насосы производительностью 800-900 м³/час, силовые установки, компрессоры, оборудование для «горячей врезки» (hot-tapping), средства для откачки топлива и комплекты для экстренного пожаротушения.
Специалисты-водолазы в костюмах для работ в загрязненной среде находятся в готовности, но вход в МО запрещен до получения результатов анализа воды на химическое заражение (вероятно, из-за поврежденных опасных грузов). Рекордер данных рейса (VDR) надежно хранится на «Оффшор Уорриор» для последующей передачи на «Уотер Лилли» и доставки в MMD Кочи.
Несмотря на наличие 198 баллонов с CO₂ на месте, их применение в трюме №4 невозможно из-за нарушенной герметичности. План – ввести газ в трюмы №5 и №6 после проверки их конструктивной целостности. На подходе специализированное огнетушащее вещество Pyrocool на борту «Вирго» (Virgo).
Главная тактическая проблема – открытая вентиляция трюма №4. Водяные завесы борются с жаром корпуса, но ветер беспрепятственно питает тление внутри. Недоступность очагов и отсутствие полных данных по грузу (свыше 280 контейнеров с неполными манифестами! Хотя WAN HAI Lines предоставили обновления, сейчас они на верификации ITOPF) сводят на нет возможности прямого тушения. Наращивание объемов воды для пожаротушения строго ограничено – это усугубит затопление МО и критически скажется на остойчивости.
Буксировка в международные воды – абсолютный приоритет для минимизации экологических рисков для побережья. Дирекция строго предписала T&T Salvage держать курс и скорость для скорейшего выхода из ИЭЗ. Замена буксира «Бока Вингер» (Boka Winger), чей контракт истек, пока не найдена. Спасатели ищут альтернативы, включая буксиры из Шри-Ланки, ожидая подкрепления от «Атлантис Вёрго» (Atlantis Virgo).
Прогноз сулит кратковременное улучшение погоды – шанс для решающих действий. Дирекция приказала T&T Salvage, если позволит море, немедленно:
1. Высадить партию для начала осушения МО.
2. Провести возможное пожаротушение в доступных зонах.
3. Оценить целостность корпуса и трубопроводов перед вводом CO₂.
4. Обязательно провести тесты воды МО на заражение перед допуском водолазов. Их задача – при благоприятных условиях локализовать течи, изолировать МО и обеспечить эффективное осушение.
Стабилизация судна, контроль над пожаром, безопасная буксировка за пределы юрисдикции Индии. WAN HAI Lines получили жесткое указание предоставить полные данные манифестов и ускорить получение разрешения на порт-убежище (Port of Refuge). T&T Salvage поручено срочно решить вопрос замены аварийно-спасательного буксира (ETV), подготовить установку жесткого буксирного троса и проработать планы на все возможные сценарии.
Защита окружающей среды, безопасность людей и стабилизация судна – непререкаемые приоритеты. Все ресурсы должны быть брошены на достижение этих целей в кратчайшие возможные сроки. «Wan Hai 503» ведет отчаянную борьбу за жизнь в объятиях огня и свирепого океана.