Найти в Дзене
Будни юриста

Новые учебники в школах с сентября

Оглавление

Когда учебник перестаёт быть просто тетрадью с датами, а превращается в инструмент формирования национального сознания? Уже этой осенью по всей России в школы поступят совершенно новые книги для уроков истории, и каждому ученику стоит быть готовым: что-то привычное останется в прошлом, а на смену придёт новая логика, свежий взгляд и современные интерактивные форматы. Зачем стране понадобилось полностью объединить содержание всех учебников, какие темы будут по-новому раскрыты, и как эти перемены коснутся самих школьников — давайте разбираться вместе!

Новые учебники в школах с сентября
Новые учебники в школах с сентября

Сентябрь этого года знаменует не просто очередной учебный год — впервые в истории всей страны у школьников от пятого до одиннадцатого класса появятся полностью унифицированные учебники истории, в каждой школе страны. Что это значит: исчезнут ли споры о версиях событий, смогут ли дети лучше понимать взаимосвязь прошлого и настоящего, не станет ли учеба формальностью? Оценим новшества глазами эксперта и обычного ученика.

Зачем России потребовалась единая линейка учебников истории

В последние годы тема преподавания истории и патриотического воспитания стала особенно значимой. Ещё в 2013 году президент России Владимир Путин прямо поручил создать серию книг, которые бы не только подробно, но и последовательно, давали государственную оценку важнейшим этапам отечественного прошлого. До внедрения новой системы в российских школах использовались десятки, если не сотни, совершенно разных учебников. В этом был существенный минус: школьники одного города или даже одной параллели могли изучать события с разной трактовкой, с упором на разные аспекты истории, а иногда даже с прямыми противоречиями.

В этом году министерство просвещения завершает крупнейшее реформирование исторического образования: теперь учебники станут одинаковыми для всех возрастных групп, а государственная точка зрения на главные вехи прошлого будет разъяснена без лишней двусмысленности.

Что изменится с осени: главные новшества в обучении

Первое, что бросается в глаза — синхронизация школьной программы по всей стране. Теперь курс истории в 5-9 классах будет не только согласован между учебными заведениями, но и логически связан с тем, как старшеклассники изучают прошлое на последних этапах обучения. Знаковым нововведением станет то, что учебники для 10-11 классов уже проработаны, апробированы и содержат подробный раздел о событиях XXI века. Среди новых тем: интеграция Крыма в состав России, современные геополитические вызовы и история взаимоотношений с соседними государствами.

Особое внимание уделяется уникальности российской цивилизации — в книгах отмечается, что теперь акцент смещён с традиционной европоцентричности на более широкое понимание истории мировой культуры. Программой предусмотрено углублённое изучение стран Азии, Латинской Америки и Африки, чтобы показать, как величайшие исторические процессы отражались не только в Европе, но и на других континентах. Теперь школьники будут изучать не только российские реформы, но и, например, историю Тихоокеанского региона и роль БРИКС в мировой политике.

Синхронизация единой истории и мировой хронологии: зачем это нужно

Создатели новых учебников преследуют задачу — показать взаимосвязь событий, происходивших в России, с общемировыми процессами. Например, теперь при рассмотрении периода индустриализации параллельно будут рассмотрены аналогичные изменения в США, Германии, Японии; при изучении Великой Отечественной войны — внимание будет уделяться не только фронтам, но и дипломатии, науке, тылу.

Одно из важных решений — отход от излишне “сухих” хронологий. Учебники написаны ясным, живым языком, с широким использованием карт, инфографики и QR-кодов для доступа к дополнительным материалам: архивным видеороликам, статьям, галереям фотографий. Такой подход позволяет школьникам и родителям глубже понимать причину и следствие, а главное — увидеть, как один исторический процесс влиял на другой.

Как формировали содержание: коллектив экспертов и принцип выбора фактов

Проект новых учебников реализовывался с 2013 года. В рабочую группу вошли такие люди, как помощник президента Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Они привлекали к рецензированию десятки специалистов, историков, методистов, чтобы представить не только официальную версию, но и сделать сюжет максимально объективным и современным для молодёжи.

В отзывах учителей особо отмечается уход от устаревших формулировок, появление новых карт, а также удобство для изучения сложных тем — например, войн XIX-XX веков, развития промышленности, национальных движений или научных открытий.

Какие темы теперь раскроются по-новому

Теперь перед российскими школами открывается целый ряд свежих оформленных разделов:

— история современного мира и взгляд на Россию как самостоятельную цивилизацию, обладающую уникальным путём развития,

— внушительный блок для анализа событий второй половины ХХ — начала XXI века: от распада СССР до новых вызовов современной России,

— переосмысление тем, связанных с Великой Отечественной войной, в том числе вклад народов страны, работа промышленности, научные открытия в годы войны,

— расширенный акцент на истории стран Азии и Латинской Америки, в том числе связи с советским опытом и мировой дипломатией.

Новые учебники будут распространены во всех классах с 5 по 11. В частности, уже можно отметить, что в регионы, такие как Пензенская область, поступило более 110 тысяч экземпляров полностью обновлённых книг — школьникам не придётся больше обращаться к разнородным пособиям.

Современные учебники: как изменилась структура и подача материала

По отзывам учителей истории и самих школьников, которые уже видели новые учебники, главные перемены касаются “дружелюбного” дизайна, большого числа интерактивных элементов и облегчённого языка изложения. Ученица средней школы 8 класса Аня рассказывает, что теперь пользоваться QR-кодами для доступа к познавательным роликам стало обычным делом — учебник не “застывает”, а становится окном в настоящий видеоархив.

В конце каждого учебника теперь находится подробная карта исторических событий, таблицы дат, хронологий, глоссарий и отдельные блоки заданий для самостоятельного анализа.

Станет ли легче преподавать и учиться — что говорят сами учителя

Многие учителя уверены, что современный подход к оформлению и логике подачи материала поможет детям не перегружаться “голой датой”, а именно понимать ответ на вопрос “почему всё происходило именно так”. Учителя отмечают, что с подробной картой в конце книги и возможностью переходить к видеоурокам теперь проще организовывать самостоятельную подготовку.

Многие родители с восторгом говорят о доступности языка учебника и “сквозной логике” каждой главы — теперь не перескакиваешь между десятками версий одного события, а видишь причину и следствие.

А как вы думаете — сделает ли новый учебник историю более интересной, поможет ли он формировать прочные знания и развивать у школьников логическое мышление? Не пропустит ли объективных моментов современный государственный подход? Поделитесь своим мнением в комментариях — ведь у каждого был свой опыт встреч с разными учебниками!

Что будет дальше: перспективы и оценки на ближайшие годы

По мнению аналитиков и экспертов из Минпросвещения, единая линейка сократит разночтения в вопросах истории, устранит споры о трактовке ключевых дат между регионами и упростит проведение ЕГЭ и ОГЭ по истории — экзамены теперь будут полностью подстроены под новый стандарт. В долгосрочной перспективе такие перемены позволят быстрее осваивать новые форматы: от цифровых тестов до проектной работы с архивами и музеями.

Конечно же, изменения касаются не только учебников истории. Появление единых учебников планируется и по другим предметам.

Требования времени: как новые учебники отвечают вызовам XXI века

Нельзя не отметить, что государственная версия истории всё активнее внедряет цифровые технологии. Практически каждый учебник снабжён QR-кодами, дающими доступ к документальным фильмам, фрагментам “живых лекций” и историческим картам. Такой подход особенно востребован на фоне роста интереса к электронному обучению и домашнему образованию: теперь легко перейти от текста к видео, анализировать события на интерактивной карте, искать дополнительную информацию по ссылкам.

Судя по массовым закупкам уже для среднего звена школ, к работе с новыми пособиями за партами и дома готовятся миллионы учеников и родителей по всей России.

Итак, новая эпоха для российской школы уже наступила, и в скором времени появятся и другие единые обновленные учебники.

Что для вас — и ваших детей — важнее: строгость единых стандартов или возможность для учителя “додавать” материал вне рамок учебника? Насколько легко и понятно изучается история по современным книгам? Ждёте ли вы цифровых дополнений и поддержки от педагогов? Пишите своё мнение — только совместный опыт даст шанс сделать обучение по-настоящему интересным, а не формальным!

А что вы думаете по этому поводу?

*****

Читайте и другие статьи:

Как получить в пользование бесхозную землю бесплатно

Блокировка переводов на 10 дней: что ждет россиян

Платить за себя и за того парня: что скрыто в квитанциях ЖКХ, и почему мы платим за соседей

Почему тарифы ЖКХ растут гораздо быстрее, чем ожидается

Компенсации за стаж 1991–2005: как восстановить пенсионные права

Теперь штраф в размере 50 000 рублей можно будет получить из-за вредного соседа

Как нас теперь обманывают в магазинах

Ягодный клафути: нежный французский пирог на скорую руку из любых ягод

Готовим особый соус с базиликом без уксуса на зиму

Готовим очень вкусный и необычный суп с маленьким секретом

Домашние лепёшки, которые изменят ваше кулинарное представление о хлебе

Готовим самую сытную окрошку на квасе

Домашний карамельный попкорн на сковороде: лакомство за 7 минут для всей семьи

Закрываем помидоры и огурцы вместе — идеальный рецепт для зимы

*****

Подписывайтесь на канал, ставьте «палец вверх», делитесь статьей с друзьями в социальных сетях! Впереди будет много полезного и интересного))