Признайтесь, господа. Когда слышите «Alfa Romeo», перед глазами сразу: алые купе, вой 2.9 V6 BiTurbo где-то на горном серпантине, горячая итальянка на пассажирском сиденье… Романтика! А потом вы вспоминаете счет за бензин, размеры багажника (или их отсутствие) и суровые реалии российских дорог. Мечта тает, как утренний туман над Комо. Но что если я скажу вам, что Alfa Romeo Tonale – это та самая «Альфа», которую вы реально можете купить? Да, не спешите плескать кофе на клавиатуру. Это не кощунство, а новая реальность. Забудьте про Quadrifoglio (хотя бы на минутку), встречайте – кроссовер для жизни.
Нужен ли еще один кроссовер? Серьезно?
Вопрос резонный. Рынок ими завален под завязку, как парковка у «Ашана» в субботу. Но Tonale – не просто еще один «универсал на шпильках». Это попытка вдохнуть итальянскую душу в сегмент, задыхающийся от немецкого рационализма и корейского прагматизма. Его конкурентный лист читается как «Кто есть кто» в премиум-компакт-классе: Audi Q3, BMW X1, Mercedes GLA, Range Rover Evoque, Volvo XC40. Тяжелая артиллерия. Чем берет Tonale? Дизайном. Боже мой, каким дизайном!
Внешность: от концепта – в продакшн, без потерь
Помните концепт 2019 года? Все ахнули. Серийный Tonale – редкий случай, когда почти ничего не испортили. Плавные, чувственные линии, узнаваемые «тройные» фары (прямой реверанс в сторону монстра SZ и обновленных Giulia/Stelvio), фирменная «челюсть» решетки. Элегантная, хитрая, не кричащая. Хотя… выбирая топовую комплектацию с черной решеткой, вы рискуете получить немного «злого пса». Но таковы нравы покупателей кроссоверов – всем подавай агрессию! Дизайнеры Alfa умудрились сохранить стиль, не скатившись в карикатуру. Пятиспицевые диски – вишенка на торте. Это тот случай, когда машину хочется разглядывать, а не просто парковать у подъезда.
Под капотом (и в батареях): гибридная итальянская страсть
Вот где начинается самое интересное (и немного запутанное). Tonale для Старушки Европы – это стопроцентный гибрид. Мостик к полной электрификации Alfa к 2027 году. Для нас, в России, актуальны, конечно, те версии, что официально поставляют. Но суть глобального подхода важна.
- Привод: Tonale Q4 (PHEV): Подключаемый гибрид. 275 л.с. Полный привод (задняя ось – электромотор). Запас хода на чистом электричестве – около 64 км (по западным циклам). Выбросы CO2 – смешные 29 г/км. Идеально для корпоративных водителей, считающих каждую копейку на топливе и налогах (в Европе). Цена? От 45 000 британских фунтов (это грубо 5 млн+ рублей, если очень приблизительно, понимая, что у нас цены свои). С опциями – легко за 6 млн. Круто, но... кусается.
- Основа: Mild-Hybrid (MHEV): 160 л.с. (турбо, 1.5 бензин + 48-вольтовый стартер-генератор). Передний привод. Вот он, вероятно, наш герой по соотношению цена/возможности. «Слабый» гибрид? Не спешите. Его фишка – цикл Миллера (гуглите, если инженерная душа просит деталей, суть – эффективность). И главное: он может тихо катиться на электротяге при парковке, маневрах и в пробке со скоростью пешехода. Двигатель отключается на накате и спусках. Часто ли? Достаточно, чтобы экономить бензин в городе. Но не ждите чудес – это не электрокар. Цена ожидаемо ниже PHEV.
Что там с ходовой? Alfa есть Alfa
Под платформой угадываются родственные связи с Jeep Compass. Но! Итальянцы не стали просто ставить свой кузов на «американца». Они перелопатили подвеску и настройки. Цель? Сделать кроссовер спортивным, ориентированным на асфальт. И у них получилось. Почти.
- Хорошо: Управляется Tonale с необычайной легкостью и азартом. Рулевое – острое, почти гиперчувствительное (классика Alfa!). Куда ткнул – туда и поехал. На трассе или извилистой дороге это доставляет настоящее удовольствие. Баланс отличный. Энергии больше, чем у многих «утилитарных» одноклассников. В динамичном режиме (а вы будете его включать!) он оживает.
- Плохо: За спортивность платим комфортом. Ход местами жестковат. Особенно это чувствуется на разбитом асфальте и «лежачих полицейских». Позвоночник может сыграть роль камертона. Для плавного хода нужно прилагать усилия – а именно, выбирать более щадящий режим движения и сбрасывать скорость перед неровностями. Это не Volvo, который обнимет ваши бока. Это Alfa, которая хочет, чтобы вы чувствовали дорогу. Любителям мягкого дивана на колесах – стоит подумать.
Салон: Практичность? В моей Alfa? Да!
Вот тут сюрприз. Tonale ломает стереотип об «итальянском бардаке». Салон эргономичен! Все кнопки (да, есть и физические, слава богу!) под рукой. Инфотейнмент (на базе Uconnect 5) работает шустро, экран четкий. Приборы читаются легко. Пространство на передних и задних сиденьях – вполне адекватно для компактного кроссовера. Багажник – не рекордный, но живой. Качество материалов? Достойное, особенно в топовых версиях с кожей. Все собрано без скрипов. Это салон взрослой Alfa Romeo, которая поняла, что кроме страсти, нужен еще и порядок в доме. Красота есть, но она функциональна.
Вердикт мужика за рулем:
Итак, Tonale – это не Giulia Quadrifoglio. Это не огнедышащий монстр. Это рациональная Альфа. Звучит как оксюморон? Возможно. Но это работает.
- Берет: Внешность – просто шедевр в своем классе. Управляемость – острая, веселая, по-альфовски задорная. Салон – наконец-то эргономичный и логичный. Гибридные варианты – разумный шаг в будущее и экономия (особенно для корпоративных).
- Огорчает: Комфорт подвески – жертва спортивности. Цена PHEV – кусается. Не идеален (но какой кроссовер идеален?).
Личное мнение: Нужен ли нам еще один кроссовер? В общем-то, нет. Но если уж брать – то пусть это будет что-то с характером, что выделяется из серой массы. Tonale – именно такой. Он выглядит на миллион (пусть и стоит немало), управляется с искрой, а салон доказывает, что итальянцы научились делать не только красиво, но и удобно. Да, он потребует от вас внимания к дорожному покрытию. Да, вы иногда вздохнете, вспоминая о подвеске Volvo. Но когда вы ловите на себе восхищенные взгляды на парковке или вписываетесь в поворот с фирменной легкостью Альфы – все эти мелкие неудобства кажутся ерундой. Это Альфа Ромео для тех, кто вырос из чистой романтики, но не готов променять страсть на скучный прагматизм. Добро пожаловать в новую эру. Bella macchina! (И да, если он вдруг окажется в вашем корпоративном листе по человеческой цене – хватайте не глядя).