Что объединяет поход в магазин и игры? Удовольствие. Современному покупателю хочется не только купить товар, но и получить яркие эмоции от процесса. Покупка перестаёт быть просто транзакцией, а превращается в потенциальное приключение, где каждый шаг ведёт к победе.
Такой тренд напрямую связан с ростом популярности мобильных игр. Миллионы ежедневно проводят за ними свободное время. Это подтверждает устойчивый рост в индустрии, где мобильный сегмент демонстрирует наивысшую динамику. Значит, что таким масштабным потребительским запросом нужно пользоваться и внедрять геймификацию и в другие сферы.
Геймификация — внедрение игровых элементов в процессы взаимодействия с клиентом. Её основная функция — системное воздействие на ключевые бизнес-показатели через изменение потребительского поведения, минуя ценовые стимулы. К ним можно отнести: розыгрыши, викторины, накопительные механики, колесо фортуны.
Для бизнеса геймификация — инструмент удержания клиента. Люди играют везде: по пути на работу, в кафе, стоя в пробках, дома. Почему? Потому что игры активируют дофаминовые цепочки: желание достичь нового уровня, получить награду, побить рекорд.
И этим пользуются. Если человек привык получать удовольствия от выполнения заданий в приложении, почему бы не использовать такой механизм удержания? Особенно когда речь идет о мобильных приложениях — там, где пользователь уже находится.
Игровые механики переворачивают отношения покупателей к покупкам:
- баллы копятся для обмена на скидки и подарки,
- статус карты повышают для получения новых привилегий,
- а участие в розыгрышах содержит азарт: «а вдруг выиграю?»
Эти факторы привлекают покупателей. Клиенту незачем будет идти к конкуренту, если он уже побеждает у вас.
При этом механики применяются и в офлайн, и в онлайн продажах.
Когда геймификация настроена правильно, она влияет на ключевые метрики:
- Узнаваемость бренда
При помощи вовлечения клиентов через задания и интерактивный контент бизнес становится более заметным и обсуждаемым в соцсетях и офлайн-среде.
- Привлечение новых клиентов
Вовлекающие игровые механики, вроде розыгрышей, создают контакты с новыми потребителями, что увеличивает активную аудиторию участников.
- Лояльность
Системы наград, уровней в накопительных программах лояльности и промокоды закрепляют клиентов, увеличивая пожизненную ценность клиента за счёт организованного вовлечения.
- Продажи и средний чек
Игровые механики (например, «купите на от сумму 1200») стимулируют покупки, так как потребители стремятся получить призы, которые связаны с выполнением игровых заданий.
Как успешно реализовать стратегии геймификации в ритейле
Цель внедрения игровых элементов в продажи — не создание популярной игры, типа «Тетриса», а повышение вовлечённости, удержания и, конечно же, лояльности клиентов.
Есть несколько базовых механик, которые адаптируются под любой бизнес:
- Баллы и вознаграждения. Самый простой способ. Клиент получает баллы, которые обменивает на скидку или подарок. Баллы копятся за выполнение действий: совершение покупки, написание отзыва и прочее.
- Розыгрыши и случайные награды. «Колесо фортуны», лотереи — всё, что вызывает азарт.
- Задания и уровни. Как в игре: выполни действие — получи награду. Например, «Сделайте 5 покупок на сумму от 600 руб. и получите промокод»
Для того, чтобы внедрить геймификацию, сделайте следующее:
- Определите цель.
Игровые механики — тренд, но важно определиться с целью. Это может быть повышение лояльности, привлечение новых клиентов, рост среднего чека, частоты покупок и так далее.
Можно быстро протестировать механики, например, запустив розыгрыш с помощью программы лояльности.
«Совершите покупку от 1000 руб. участвуйте в розыгрыше призов. За каждую 1000 рублей в чеке — получите купон участника. Чем больше купоном — тем выше шанс выиграть!».
Это поможет определить, какие игровые механики будут больше всего привлекать и мотивировать клиентов.
На основе результатов выберите механику, которая работает для вашего бизнеса.
2. Создание уникальной и привлекательной концепции.
Уровни и баллы всё ещё работают. Но не запоминаются. Пробуйте разработать оригинальную идею, которая будет соответствовать позиционированию и создаст эмоциональную связь с клиентом.
Чтобы концепция работала, она должна соответствовать ценностям бренда:
Сеть продуктовых магазинов у дома «Жизньмарт» называет бонусы «живчиками» и предлагает своим клиентам помочь благотворительным организациям. Накопленные «живчики» можно обменять не только на товары, а ещё и на сборы для помощи детским домам и приютам для животных.
А «Спортмастер» добавил в своё мобильное приложение трекер шагов. Клиент может не только отследить активность за день, но и накопить бонусы, которые потратит на последующие покупки.
Маркетплейс «Ozon» запустил акцию «Призоловля», где за выполнение заданий и покупки начисляют специальный купоны. Чем больше купонов собрано — тем больше шансов выиграть ценный приз, так как каждый купон участвует в розыгрыше.
При этом, игровые механики — не самоцель. Это инструмент усиления восприятия бренда для формирования долгосрочной лояльности.
Протестируйте идеи на небольшой аудитории, соберите обратную связь и адаптируйте концепцию, чтобы она оставалась релевантной и свежей.
Не забудьте предложить уникальные преимущества для участников игры — бонусы, эксклюзивные промокоды, призы.
3. Обеспечение доступности и простоты.
Механика должна быть понятной и простой в использовании для пользователя. Сложности в участии и неясные формулировки отталкивают.
Минимизируйте порог для старта — регистрация, инструкции и условия должны быть максимально прозрачными.
4. Свяжите игровую механику с кассовой программой, системой лояльности.
Игровые механики работают эффективнее, когда они напрямую связаны с продажами. Совершил покупку в магазине — получил купон, сделал заказ на сайте — продвинулся по игровой шкале.
Необязательно сразу настраивать сложные интеграции с кассой, 1С, Битрикс, сайтом и пр. Начните с простого: запустите бумажную лотерею или промо-страницу, где клиенты будут вручную вводить данные с чека или код заказа. Это позволит начать акцию быстро, без глубокой интеграции с ИТ-системами, сэкономив бюджет и время. При этом получится протестировать заинтересованность пользователей: если клиенты активно участвуют в игре, значит, что она работает.
Если гипотеза подтвердилась, можно интегрировать игру с внутренними системами учёта инструментами автоматизации. Для этого потребуется привлечь ресурсы разработчиков. Если такой возможности нет, рекомендуем посмотреть готовые решения.
Такой подход превратит геймификацию в постоянный инструмент вовлечения: чем чаще клиент совершает покупки, тем больше его прогресс в игре и лояльность к бренду.
Зачем тратить время на игровые механики? Тренд на геймификацию пришёл всерьёз и надолго.
Геймификация делает из простой покупки интересную активность, из-за чего возникает желание чаще возвращаться и дольше оставаться в контакте с брендом. А чем больше времени клиент взаимодействует с бизнесом, тем выше вероятность совершения покупки.
У любой геймификации есть цель. Это не про развлечение ради развлечения. Это стратегия, которая делает клиента не пассивным наблюдателем, а активным участником. Она повышает лояльность, стимулирует покупки и делает контакт с вами частью повседневной жизни.
Если ваша цель — выделиться среди конкурентов, стоит подумать о внедрении игровых механик. Начните с малого: внедрите статусы или проведите розыгрыш среди покупателей. Главное — создать эмоцию. Люди не просто покупают вещь, они покупают опыт и удовольствие.
kilbil — программа лояльности с мобильным приложением для магазинов, сетей и франшиз. Поможем увеличить средний чек и сделать вашего первого клиента постоянным покупателем.