Найти в Дзене

Как тренд на геймификацию двигает бизнес-показатели

Что объединяет поход в магазин и игры? Удовольствие. Современному покупателю хочется не только купить товар, но и получить яркие эмоции от процесса. Покупка перестаёт быть просто транзакцией, а превращается в потенциальное приключение, где каждый шаг ведёт к победе. Такой тренд напрямую связан с ростом популярности мобильных игр. Миллионы ежедневно проводят за ними свободное время. Это подтверждает устойчивый рост в индустрии, где мобильный сегмент демонстрирует наивысшую динамику. Значит, что таким масштабным потребительским запросом нужно пользоваться и внедрять геймификацию и в другие сферы. Геймификация — внедрение игровых элементов в процессы взаимодействия с клиентом. Её основная функция — системное воздействие на ключевые бизнес-показатели через изменение потребительского поведения, минуя ценовые стимулы. К ним можно отнести: розыгрыши, викторины, накопительные механики, колесо фортуны. Для бизнеса геймификация — инструмент удержания клиента. Люди играют везде: по пути на работу

Что объединяет поход в магазин и игры? Удовольствие. Современному покупателю хочется не только купить товар, но и получить яркие эмоции от процесса. Покупка перестаёт быть просто транзакцией, а превращается в потенциальное приключение, где каждый шаг ведёт к победе.

Такой тренд напрямую связан с ростом популярности мобильных игр. Миллионы ежедневно проводят за ними свободное время. Это подтверждает устойчивый рост в индустрии, где мобильный сегмент демонстрирует наивысшую динамику. Значит, что таким масштабным потребительским запросом нужно пользоваться и внедрять геймификацию и в другие сферы.

Геймификация — внедрение игровых элементов в процессы взаимодействия с клиентом. Её основная функция — системное воздействие на ключевые бизнес-показатели через изменение потребительского поведения, минуя ценовые стимулы. К ним можно отнести: розыгрыши, викторины, накопительные механики, колесо фортуны.

Для бизнеса геймификация — инструмент удержания клиента. Люди играют везде: по пути на работу, в кафе, стоя в пробках, дома. Почему? Потому что игры активируют дофаминовые цепочки: желание достичь нового уровня, получить награду, побить рекорд.

И этим пользуются. Если человек привык получать удовольствия от выполнения заданий в приложении, почему бы не использовать такой механизм удержания? Особенно когда речь идет о мобильных приложениях — там, где пользователь уже находится.

Игровые механики переворачивают отношения покупателей к покупкам:

  • баллы копятся для обмена на скидки и подарки,
  • статус карты повышают для получения новых привилегий,
  • а участие в розыгрышах содержит азарт: «а вдруг выиграю?»

Эти факторы привлекают покупателей. Клиенту незачем будет идти к конкуренту, если он уже побеждает у вас.

При этом механики применяются и в офлайн, и в онлайн продажах.

Когда геймификация настроена правильно, она влияет на ключевые метрики:

  • Узнаваемость бренда

При помощи вовлечения клиентов через задания и интерактивный контент бизнес становится более заметным и обсуждаемым в соцсетях и офлайн-среде.

  • Привлечение новых клиентов

Вовлекающие игровые механики, вроде розыгрышей, создают контакты с новыми потребителями, что увеличивает активную аудиторию участников.

  • Лояльность

Системы наград, уровней в накопительных программах лояльности и промокоды закрепляют клиентов, увеличивая пожизненную ценность клиента за счёт организованного вовлечения.

  • Продажи и средний чек

Игровые механики (например, «купите на от сумму 1200») стимулируют покупки, так как потребители стремятся получить призы, которые связаны с выполнением игровых заданий.

Как успешно реализовать стратегии геймификации в ритейле

Цель внедрения игровых элементов в продажи — не создание популярной игры, типа «Тетриса», а повышение вовлечённости, удержания и, конечно же, лояльности клиентов.

Есть несколько базовых механик, которые адаптируются под любой бизнес:

  • Баллы и вознаграждения. Самый простой способ. Клиент получает баллы, которые обменивает на скидку или подарок. Баллы копятся за выполнение действий: совершение покупки, написание отзыва и прочее.
  • Розыгрыши и случайные награды. «Колесо фортуны», лотереи — всё, что вызывает азарт.
  • Задания и уровни. Как в игре: выполни действие — получи награду. Например, «Сделайте 5 покупок на сумму от 600 руб. и получите промокод»

Для того, чтобы внедрить геймификацию, сделайте следующее:

  1. Определите цель.

Игровые механики — тренд, но важно определиться с целью. Это может быть повышение лояльности, привлечение новых клиентов, рост среднего чека, частоты покупок и так далее.

Можно быстро протестировать механики, например, запустив розыгрыш с помощью программы лояльности.

«Совершите покупку от 1000 руб. участвуйте в розыгрыше призов. За каждую 1000 рублей в чеке — получите купон участника. Чем больше купоном — тем выше шанс выиграть!».

Это поможет определить, какие игровые механики будут больше всего привлекать и мотивировать клиентов.

На основе результатов выберите механику, которая работает для вашего бизнеса.

2. Создание уникальной и привлекательной концепции.

Уровни и баллы всё ещё работают. Но не запоминаются. Пробуйте разработать оригинальную идею, которая будет соответствовать позиционированию и создаст эмоциональную связь с клиентом.

Чтобы концепция работала, она должна соответствовать ценностям бренда:

-2

Сеть продуктовых магазинов у дома «Жизньмарт» называет бонусы «живчиками» и предлагает своим клиентам помочь благотворительным организациям. Накопленные «живчики» можно обменять не только на товары, а ещё и на сборы для помощи детским домам и приютам для животных.

-3

А «Спортмастер» добавил в своё мобильное приложение трекер шагов. Клиент может не только отследить активность за день, но и накопить бонусы, которые потратит на последующие покупки.

-4

Маркетплейс «Ozon» запустил акцию «Призоловля», где за выполнение заданий и покупки начисляют специальный купоны. Чем больше купонов собрано — тем больше шансов выиграть ценный приз, так как каждый купон участвует в розыгрыше.

При этом, игровые механики — не самоцель. Это инструмент усиления восприятия бренда для формирования долгосрочной лояльности.

Протестируйте идеи на небольшой аудитории, соберите обратную связь и адаптируйте концепцию, чтобы она оставалась релевантной и свежей.

Не забудьте предложить уникальные преимущества для участников игры — бонусы, эксклюзивные промокоды, призы.

3. Обеспечение доступности и простоты.

Механика должна быть понятной и простой в использовании для пользователя. Сложности в участии и неясные формулировки отталкивают.

Минимизируйте порог для старта — регистрация, инструкции и условия должны быть максимально прозрачными.

4. Свяжите игровую механику с кассовой программой, системой лояльности.

Игровые механики работают эффективнее, когда они напрямую связаны с продажами. Совершил покупку в магазине — получил купон, сделал заказ на сайте — продвинулся по игровой шкале.

Необязательно сразу настраивать сложные интеграции с кассой, 1С, Битрикс, сайтом и пр. Начните с простого: запустите бумажную лотерею или промо-страницу, где клиенты будут вручную вводить данные с чека или код заказа. Это позволит начать акцию быстро, без глубокой интеграции с ИТ-системами, сэкономив бюджет и время. При этом получится протестировать заинтересованность пользователей: если клиенты активно участвуют в игре, значит, что она работает.

Если гипотеза подтвердилась, можно интегрировать игру с внутренними системами учёта инструментами автоматизации. Для этого потребуется привлечь ресурсы разработчиков. Если такой возможности нет, рекомендуем посмотреть готовые решения.

Такой подход превратит геймификацию в постоянный инструмент вовлечения: чем чаще клиент совершает покупки, тем больше его прогресс в игре и лояльность к бренду.

Зачем тратить время на игровые механики? Тренд на геймификацию пришёл всерьёз и надолго.

Геймификация делает из простой покупки интересную активность, из-за чего возникает желание чаще возвращаться и дольше оставаться в контакте с брендом. А чем больше времени клиент взаимодействует с бизнесом, тем выше вероятность совершения покупки.

У любой геймификации есть цель. Это не про развлечение ради развлечения. Это стратегия, которая делает клиента не пассивным наблюдателем, а активным участником. Она повышает лояльность, стимулирует покупки и делает контакт с вами частью повседневной жизни.

Если ваша цель — выделиться среди конкурентов, стоит подумать о внедрении игровых механик. Начните с малого: внедрите статусы или проведите розыгрыш среди покупателей. Главное — создать эмоцию. Люди не просто покупают вещь, они покупают опыт и удовольствие.

kilbil — программа лояльности с мобильным приложением для магазинов, сетей и франшиз. Поможем увеличить средний чек и сделать вашего первого клиента постоянным покупателем.