Найти в Дзене

Почему в бизнесе так важна юридическая составляющая

Недавно ко мне пришёл в работу клиент, с которым мы раньше нигде не пересекались и знакомы не были. Кстати, пришёл по рекомендации его бухгалтера. Так часто бывает, что бухгалтер появляется раньше (иногда намного раньше) юриста: про деньги же предприниматели понимают очень хорошо😉 Причём раз деньги приходят каждый месяц, то логично брать бухгалтера для абонентского обслуживания. Я несколько дней пыталась вспомнить, почему мне ФИО этого клиента кажутся знакомыми. Вспомнила! Три года назад я делала аналитику по возвратам (вот здесь писала о том, что мы ежегодно собираем хороший аналитический материал судебной практики по насущным вопросам онлайн-бизнеса), и разбирала дело о защите прав потребителей, в котором этот предприниматель не только вернул все уплаченные его клиентом деньги, но ещё и выплатил компенсацию морального вреда, и штраф 50% от суммы требований (ЗоЗПП же). И это было уже решение вступившее в силу, поэтому сам спор начался не три года назад, а ещё раньше. И вот, не прошло

Недавно ко мне пришёл в работу клиент, с которым мы раньше нигде не пересекались и знакомы не были. Кстати, пришёл по рекомендации его бухгалтера. Так часто бывает, что бухгалтер появляется раньше (иногда намного раньше) юриста: про деньги же предприниматели понимают очень хорошо😉 Причём раз деньги приходят каждый месяц, то логично брать бухгалтера для абонентского обслуживания.

Я несколько дней пыталась вспомнить, почему мне ФИО этого клиента кажутся знакомыми. Вспомнила! Три года назад я делала аналитику по возвратам (вот здесь писала о том, что мы ежегодно собираем хороший аналитический материал судебной практики по насущным вопросам онлайн-бизнеса), и разбирала дело о защите прав потребителей, в котором этот предприниматель не только вернул все уплаченные его клиентом деньги, но ещё и выплатил компенсацию морального вреда, и штраф 50% от суммы требований (ЗоЗПП же). И это было уже решение вступившее в силу, поэтому сам спор начался не три года назад, а ещё раньше.

И вот, не прошло и десяти лет, предприниматель пришёл за юридическими решениями. В анамнезе:

  • абсолютно кривые клиентские договоры, на которых он работал (внимание!) с 2019 года🤌🏻 (и которые сослужили хреновую службу, т.к. никакой защиты от возвратов в них не предусмотрено);
  • претензии от двух заказчиков, отзывы которых (вместе с изображениями) клиент использует на сайте (согласий не брал, как вы уже догадались);
  • чеки от самозанятых, с которыми он сотрудничает длительное время, и в этих чеках написано: "услуги куратора" и тому подобные формулировки, что явно намекает на трудовые отношения...

И самое интересное: клиент как бы и не собирался идти к юристу. Говорит: "Это меня бухгалтер заставляет"...

Вы знаете, на этот раз я прямо поинтересовалась: "Если у вас уже случались суды, которые вы проиграли, - у вас разве не возникало мысли о том, чтобы именно юридически себя обезопасить, внедрить в договоры положения, которые будут работать на вас, а не против вас?"

Оказалось, что случай не совсем безнадёжный. Пару раз он пытался "законтачиться" с юристами, но его всякий раз останавливала цена за их услуги. Его бухгалтер - не первый человек, который порекомендовал меня этому клиенту: в этот раз он-таки решился.

До этого были другие рекомендации, и всякий раз при взаимодействии с другими моими коллегами, клиент удивлялся: а за что юристы берут такиииие деньги🤌 Ему надо трём клиентам оказать услугу, чтобы заплатить мне за одну. Это удручает. Бухгалтер в месяц стоит столько же, сколько приносит предпринимателю один клиент, поэтому он готов на такие расходы. Заметьте, каждый месяц (а это 12 "цен" в год).

По всей видимости, насчёт услуг юриста предпринимательская логика работает сложнее, чем насчёт бухгалтера. Типа можно взять какой-то договор и работать по нему, ведь не каждый раз попадаются недовольные клиенты, - а если попадутся, вот тогда юриста и позовём на разборки (и неважно, что он проиграет суд, ибо ему натурально не на что опереться при формулировании правовой позиции). Такие дела...

В случае с этим предпринимателем оказалось очень простым и эффективным сравнить стоимость моих услуг и денег, которые он мог бы сэкономить, если бы с ним не случились те самые суды по потребительским спорам. А лучше этих споров вообще не допускать, поэтому, помимо клиентского договора, мы будем готовить для этого предпринимателя два ответа на предполагаемые претензии его клиентов: по сценариям, когда уже произведено полное оказание услуг, и когда нужно делать частичный возврат Донатошной такие ответы есть).

А для тех, кто пока ещё не столкнулся с болью возвратов, разъясняю: делая качественные документы для вашего проекта, вы внедряете их не на месяц, и возможно даже не на год (здесь в нашей стране сложно что-то прогнозировать, ибо наш законодательный орган - это бешеный принтер, который периодически выдаёт апдейты, когда надо срочно бежать и править). А если это оферта, то она - для многих клиентов. То есть это не индивидуальный договор по каждому клиенту, а договор, благодаря которому вы продадите десяткам, сотням и тысячам клиентов: посчитайте, на каком по счёте клиенте вы окупите стоимость юридических услуг, и с удивлением для себя обнаружите, что это случится очень скоро, и будет работать ещё много времени.

Про боль доначислений за самозанятых я даже не буду начинать. Это тема отдельного разговора. Налоговые инспекции (особенно в отдалённых регионах) эволюционируют в своих способах склонения к добровольному побуждению, сейчас как раз в работе такой кейс, когда предприниматель "я уже сам сходил", и теперь не знает, что делать, и хватается за голову от того, что натворил...

Всегда, нет, ВСЕГДА профилактика финансово выгоднее лечения🤌

А ещё знаете, на абонентском обслуживании у нас есть клиенты, которым мы сами понижаем стоимость своих же услуг. Например, когда к нам пришли за удалением пиратского контента, и мы почистили его настолько, что объём работы уменьшился. А для некоторых - вообще самостоятельно предлагаем закрыть абонентское обслуживание и перейти на разовые задачи. Вот здесь я писала о таких проектах, которым достаточно раз в году приходить на юридический чек-ап. Но они - редкость.

Спасибо, что "выслушали", господа☺️

деюсь, вы тоже извлекли для себя что-то полезное, а может даже важное😉