Найти в Дзене
Пушкинский музей

5 экспонатов выставки «Подвиг музея»

Сегодня мы расскажем вам о нескольких уникальных экспонатах, которые Пушкинский музей объединил в одной экспозиции. Совместная с Русским музеем выставка «Подвиг музея» к 80-летию Победы в Великой отечественной войне повествует о том, как жил музей в 1941-1945 годах.

Пакулин Вячеслав. Проверка документов. 1941-1942.

Вячеслав Пакулин — личность легендарная. В годы блокады Пакулин много и плодотворно работал. Прохожие часто видели его с этюдником на улицах города. Друзья художника знали о его боязни обстрелов, и потому многим совершенно необъяснимым показалось то, как он изменился: Пакулин стоял на улице, вглядываясь в военный Ленинград. Рядом с ним были санки, на которых он перевозил холсты. Пакулин стоял и писал, будто не слыша ни звуков сирены, ни разрывов снарядов. В самую суровую ленинградскую зиму 1941–1942 года мастер начал работу над тематическими картинами и серией пейзажей. Выполненная в легкой эскизной манере, картина «Проверка документов» запечатлела будни блокадного Ленинграда. Она написана словно на одном дыхании и содержит в себе подлинность ощущений и строгий, драматичный пульс времени. Картина хранится в собрании Русского музея.

Пожалостин Иван. Испытание силы Яна Усмаря. 1872-1880.

Гравюра Ивана Пожалостина участвовала в выставке ГМИИ 1941 года «Героическое прошлое русского народа». Примечательно, что именно эта гравюра стала «эпиграфом» к той выставке. Образ храброго богатыря, обладающего невероятной силой и готового к подвигу ради спасения Родины, стал своеобразным лейтмотивом выставки.

Надгробие афинского всадника. 470-е гг. до н.э.

Памятник античного искусства во время Великой Отечественной войны отправился в эвакуацию. Этот рельеф не имеет близких аналогий. Он уникален и своим сдержанным духовным строем, и необычной композицией из трёх фигур, и включением на правах главной героини лошади.

Служебный дневник старшего научного сотрудника античного отдела Натальи Бритовой. 1942-1944.

По служебному дневнику Натальи Бритовой нам известны подробности действий сотрудников античного отдела. Их хрупкие подопечные — гипсовые слепки — сильно страдали от сырости. В запасниках ежедневно проходили хранительские осмотры и уборка. Этот дневник — хронограф музейной жизни в годы войны. Почти без эмоций, сдержанный, но зафиксировавший события, которые не могут оставить равнодушным.

Портрет мужчины с черной бородой. I-II вв.

Как и многие другие памятники искусства египетский портрет мужчины с чёрной бородой отправился в длительную эвакуацию в центр страны. Фаюмский портрет не относится к христианской традиции, однако он близок к ней не только своей техникой и стилем. Он предвосхищает ту ценность человеческой личности, которую утверждает христианство, и сам портрет — это почти что икона, «образ Божий», который проступает в человеке.

Увидеть экспонаты на выставке «Подвиг музея» можно до 7 сентября.

#Подвигмузея