Найти в Дзене

Звезды над Москвой: сталинские высотки

Друзья, представьте себе Москву после войны — город, израненный, но восставший из пепла, готовый к новому рывку. И этот рывок выразился не только в восстановлении разрушенного, но и в появлении гигантских, устремлённых в небо исполинов — сталинских высоток. Эти архитектурные шедевры, взметнувшиеся над столицей в конце 1940-х — начале 1950-х годов, стали символами новой эпохи, воплощением амбиций, мощи и… утопии, которую пытались построить в Советском Союзе. В этой статье мы окунемся в атмосферу сталинской эпохи, чтобы узнать, как рождались эти гиганты, и что они символизировали. Мы исследуем архитектурные особенности, которые сделали высотки такими узнаваемыми, и проследим, как они отражали дух времени. Нас ждут истории о строительстве МГУ и здания МИД, которые стали настоящими символами эпохи идеалов. Приготовьтесь к путешествию в мир, где мечты воплощаются в камне! Монументальные, величественные, устремленные ввысь — сталинские высотки должны были говорить сами за себя. Они были апоф
Оглавление

Друзья, представьте себе Москву после войны — город, израненный, но восставший из пепла, готовый к новому рывку. И этот рывок выразился не только в восстановлении разрушенного, но и в появлении гигантских, устремлённых в небо исполинов — сталинских высоток. Эти архитектурные шедевры, взметнувшиеся над столицей в конце 1940-х — начале 1950-х годов, стали символами новой эпохи, воплощением амбиций, мощи и… утопии, которую пытались построить в Советском Союзе.

В этой статье мы окунемся в атмосферу сталинской эпохи, чтобы узнать, как рождались эти гиганты, и что они символизировали. Мы исследуем архитектурные особенности, которые сделали высотки такими узнаваемыми, и проследим, как они отражали дух времени. Нас ждут истории о строительстве МГУ и здания МИД, которые стали настоящими символами эпохи идеалов. Приготовьтесь к путешествию в мир, где мечты воплощаются в камне!

Сталинская архитектура

Монументальные, величественные, устремленные ввысь — сталинские высотки должны были говорить сами за себя. Они были апофеозом сталинизма и, конечно же, мощным инструментом идеологической пропаганды. Но как именно? Давайте разберемся.

Советское искусствоведение настаивало на том, что высотки построены в стиле неоклассицизма. Что это значит?

Неоклассицизм — термин, принятый в советском искусствознании для обозначения различных художественных явлений последней трети XIX — XX веков, которые характеризуются обращением к традициям античного искусства, эпохи Возрождения и классицизма.
Неоклассицизм, возникший как осознанный возврат к художественному наследию прошлых эпох, стал ответом на нестабильность и противоречия современной действительности. В отличие от других направлений искусства, стремившихся отразить дух времени, он предлагал зрителю идеализированные, вневременные образы, свободные от конкретных исторических деталей, отличающиеся строгостью и монументальностью.

Однако, если присмотреться внимательнее, становится понятно, что в сталинской архитектуре есть нечто большее, чем просто следование классическим канонам. Чаще всего, говоря о высотках, вспоминают сталинский ампир.

С середины 1940-х и до середины 1950-х годов сталинский ампир доминировал в архитектуре, а также в монументальном и декоративном искусстве Советского Союза. При этом отдельные элементы этого стиля, хотя и в более упрощенном виде, продолжали использоваться в строительстве и оформлении различных объектов вплоть до начала 1960-х. Основной задачей ампира было создание визуального образа нового общества, вдохновление граждан на восстановление страны и формирование у них коммунистических убеждений.

Архитектура должна была стать частью большого идеологического проекта, формируя нового человека и новый мир.

История возникновения сталинских высоток

При взгляде на сталинские высотки невольно возникает вопрос: а не вдохновлялись ли советские архитекторы американскими небоскребами? Действительно, в их архитектуре прослеживаются черты стиля ар-деко, популярного в США в 1920-30-е годы. Вертикальные линии, шпили… Но откуда взялось это, казалось бы, несочетаемое влияние?

Дело в том, что у высоток был свой, советский прообраз. На месте храма Христа Спасителя должен был возвышаться гигантский Дворец Советов — символ мощи и величия советской империи.

Парад возле Дворца Советов, картина Александра Котягина
Парад возле Дворца Советов, картина Александра Котягина

Этот проект так и не был реализован, но он оказал огромное влияние на сталинских архитекторов. Именно Дворец Советов стал основой для знаменитых высоток, которые переняли его характерные черты:

  • пирамидальная композиция
  • вертикали колонн и пилонов
  • рельефные фризы
  • скульптурные группы на углах разных уровней
  • мощный портик

Ирония судьбы: Дворец Советов так и остался лишь на бумаге, а высотки, задуманные как его архитектурное окружение, стали настоящими доминантами городского ландшафта. Каждая из них была спроектирована отдельной авторской группой, и все они должны были отличаться своеобразием, но при этом гармонично вписываться в общую архитектурную композицию Москвы. Результатом стали:

  • Главное здание МГУ на Воробьёвых горах
  • Гостиница «Украина»
  • Жилой дом на Котельнической набережной
  • Здание Министерства иностранных дел
  • Жилой дом на Кудринской площади
  • Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»
  • Гостиница «Ленинградская»

Они удивительно похожи, и в то же время каждая обладает своим неповторимым обликом. Недаром их прозвали «семь сестер».

Главное здание Государственного университета (МГУ)

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Авторство: Dmitry A. Mottl. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35998443
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Авторство: Dmitry A. Mottl. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35998443

Главное здание МГУ — это целый кладезь символов и скрытых смыслов, отражающих идеологию сталинской эпохи. Его строительство, начавшееся в 1949 году, было доверено целой команде архитекторов и инженеров во главе со Львом Рудневым, сменившим на этом посту Бориса Иофана.

Фасады украшены скульптурами, созданными в мастерской Веры Мухиной.

Высота здания — 235 метров, количество этажей — 32. Центральная башня со шпилем доминирует над всем ансамблем, символизируя стремление к знаниям и прогрессу. Симметричная композиция подчеркивает стабильность и порядок, столь важные для сталинского режима.

В отделке здания использованы дорогие материалы, а в декоре доминируют скульптуры и рельефы. На углах корпусов расположены статуи, напоминающие античные акротерии. Это явный намек на преемственность между советской империей и великими империями прошлого.

Авторство: Ivtorov. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=50076677
Авторство: Ivtorov. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=50076677

Особого внимания заслуживает фриз на портале главного входа. Здесь изображены сцены из жизни советских людей, занятых трудом и наукой.

Главный вход. Авторство: А. Савин, Википедия
Главный вход. Авторство: А. Савин, Википедия

Композиция фриза тщательно продумана, каждая деталь имеет свое значение. Но не стоит забывать и о символах власти. Звезды и советские гербы присутствуют почти во всех декоративных элементах. На верхушке шпиля сияет огромная пятиконечная звезда, облицованная жёлтым стеклом и алюминиевой амальгамой, словно маяк, указывающий путь к светлому будущему.

Авторство: Alexmartyn85. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=69589253
Авторство: Alexmartyn85. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=69589253

Главное здание МГУ — это настоящий учебник истории, рассказывающий о мечтах, надеждах и идеях сталинской эпохи.

Здание Министерства иностранный дел (МИД)

Здание МИДа. Авторство: Frank Baulo, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=53230816
Здание МИДа. Авторство: Frank Baulo, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=53230816

Здание Министерства иностранных дел (МИД) — один из самых узнаваемых символов Москвы. Возведенное в период с 1948 по 1953 год по проекту известных архитекторов В. Г. Гельфрейха и М. А. Минкуса, оно должно было отражать значимость советской дипломатии на мировой арене.

27 этажей, 172 метра — здание и сегодня впечатляет своими масштабами. В его архитектуре можно увидеть отсылки к русскому национальному зодчеству. Ярусное построение с убывающими кверху объемами напоминает старинные колокольни и храмы.

Мощные порталы главного входа сразу создают ощущение солидности и значимости. Интерьеры, отделанные дорогими материалами — мрамором, бронзой, ценными породами дерева — подчеркивают высокий статус учреждения.

Здание МИДа. Главный фасад. Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46991763
Здание МИДа. Главный фасад. Авторство: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46991763

В отличие от других высоток, здесь нет скульптурных групп. Вместо них — барельеф с изображением серпа и молота, символизирующий силу и влияние Советского Союза.

Авторство: Superchilum. Википедия
Авторство: Superchilum. Википедия

Над эмблемой расположен фриз с декором, напоминающим античные кессоны, а над фризом — своеобразные «зубчики», отсылающие к мерлонам Московского Кремля. Это подчеркивает связь между советской Россией и ее историческим прошлым.

Интересна история шпиля, венчающего здание. Изначально его не было в проекте, но на завершающем этапе строительства, по личному распоряжению товарища Сталина, его все же возвели. Поскольку конструкция здания не выдерживала каменной надстройки, шпиль сделали из листовой стали. Звезду на шпиле установить не удалось из-за ограничений по весу.

Проект здания МИДа, конец 1940-х годов
Проект здания МИДа, конец 1940-х годов

Здание Министерства иностранных дел стало важной частью архитектурного облика Москвы и символом советской дипломатии, оставив свой след в истории города.

В заключение

Сталинская архитектура — неоднозначное наследие, вызывающее споры и дискуссии. Но нельзя отрицать, что московские высотки стали частью нашей истории, оставив яркий след в архитектурном облике столицы.

От грандиозных, но так и не реализованных планов до «семи сестер», воплотивших в себе стремления и идеалы эпохи, — это история о власти, амбициях и человеческом гении. Мы рассмотрели символизм, заключенный в этих зданиях, будь то стремление к объединению науки и труда или отражение мощи Советского Союза на международной арене.

Сегодня эти высотки продолжают восхищать и вдохновлять, оставаясь неотъемлемой частью архитектурного облика Москвы и напоминая о сложном, противоречивом, но безусловно интересном периоде в истории нашей страны. Они — монументальное эхо эпохи, которое будет звучать еще долгие годы.

Мы только начали наше путешествие по миру сталинской архитектуры. В следующих статьях мы обязательно раскроем секреты и других высоток, входящих в ансамбль «семи сестер». Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые увлекательные истории! Спасибо за внимание, дорогие друзья!